Как из простых ресурсов Moodle создать качественный дистанционный курс?

Бреслав Е.П. Впервые опубликовано на сайте Академии Пастухова.


А это веселая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Нам, специалистам центра дистанционного обучения (ЦДО), часто задают этот вопрос. Он связан с тем, что обучение дистанционным образовательным технологиям у нас ведется в два уровня:

  • Базовый уровень, который можно пройти самостоятельно и дистанционно всего за 3,5 тысячи рублей, и
  • Продвинутый уровень, которому мы учим очно в групповом режиме и где заказчиками являются крупные компании или университеты.

И если человеку доступен только базовый уровень, то он, конечно, интересуется, насколько его достаточно?

Отвечаем – достаточно. Даже из простых ресурсов Moodle можно создать отличный дистанционный курс.

Ключевым фактором успеха здесь является программа курса.

Начинаем с конца

Секрет в том, что эта программа должна идти «с конца», т.е. от результатов обучения. Результаты обучениядолжны быть прописаны очень хорошо. Что это значит?

  • Результат обучения должен быть востребованным – студент/ученик/слушатель должен понимать, ради чего он учится. Даже если речь идет о фундаментальной дисциплине, более чем целесообразно показать, каковы выходы из нее; а уж если речь идет о дополнительном профессиональном обучении, то без понимания результатов взрослый человек ни одного слова не прочитает. Правильные результаты обучения: составленный план, решенная задача и т.д., — наглядны, ощутимы и проверяемы.
  • Указывается уровень результата обучения. Всего их шесть в соответствии с таксономией Блума, но их удобно разделить на две ступени:
  • Начальные результаты – знание и понимание;
  • Продвинутые результаты – применение, анализ, оценка и синтез.

Проверяем достижение задуманного

В соответствии с характером и уровнем результатов обучения на втором шаге мы решаем, как мы результаты обучения будем проверять:

Начальные результаты – знание и понимание Продвинутые результаты – применение, анализ, оценка и синтез
Знание и понимание хорошо проверяются при помощи тестов. На этом уровне тестов недостаточно, потому что надо проверить, что обучающихся УМЕЕТ.
Даже на базовом уровне Moodle применяются 5 типов тестовых вопросов: привычный с множественным выбором, верно-неверно, на соответствие, числовой и так наз. «короткий ответ».Привычка ограничиваться вопросами с множественным выбором идет просто от низкой квалификации авторов дистанционных курсов. На базовом уровне Moodle можно применить задание, для которого требуется отправить преподавателю файл – и это может быть что угодно, от короткой презентации до курсового проекта. В случаях попроще это может быть эссе (по-простому – короткое сочинение), задачи для решения и т.д.

Что нужно делать для прохождения проверки

Наконец мы добрались до основных обучающих материалов – это те материалы, которые преподаватель должен разместить в Moodle, чтобы обучающийся мог выполнить задания и показать, что достиг результатов обучения.

Во-первых, это привычные обучающие материалы по создаваемому курсу.

Во-вторых, поскольку в результате обучения наш обучающийся что-то делает, то обучающие материалы могут выходить (а часто – должны выходить) за традиционные пределы курса. Могут требоваться материалы других курсов и практически обязательно требуются указания на ключевые и надпрофессиональные компетенции. Что это такое?

Ключевые/базовые компетенции – это то, что лежит в основе работы и часто не осознается, хотя может иметь решающее значение. Например, если человек быстро читает и печатает, то наверняка быстрее и лучше выполнит курсовой проект в среде MS Office, даже если сам проект относится к социологии или финансовому анализу, а от информатики вроде бы далек.

  • Если указать, какие ключевые навыки нужны, это ориентирует студента на приобретение нужных навыков, которые наверняка сослужат добрую службу еще многие годы.

Надпрофессиональные компетенции – это убеждения, ценности, привычки, образ жизни. Скажем, если достижение результатов обучения требует обширного Интернет-поиска, то их быстрее достигнут те, кто «живет в Интернете». Их (надпрофессиональные навыки) тоже надо указывать, чтобы обучающиеся понимали корень проблемы, если обучение им категорически «не по сердцу». Выработка и изменение надпрофессиональных навыков возможна, но описание выходит за пределы нашей публикации.

В-третьих, должны быть пояснения к каждому элементу курса – что с ним делать? Что делать с курсом в целом, нам рассказала программа, но что делать с каждым кусочком курса в отдельности? Что читать по диагонали (ознакомиться), что читать особо внимательно, что смотреть, обращая внимание на определенные моменты и почему и т.д. Без этих комментариев обучающие материалы останутся недоизученными.

Добрались до размещения обучающих материалов

Собранные материалы на четвертом шаге надо правильно разместить. Это значит – правильно выбрать форму их размещения.

На базовом уровне выбор происходит по очень простому алгоритму: если материалы короткие, то применяем ресурс «страница», если длинные – ресурс «книга», в которой есть навигация (оглавление).

Если нужно разместить материалы других авторов, уже размещенные в Интернете, то используется ресурс «гиперссылка», причем Moodle отображает гиперссылки очень красиво.

Не рекомендуется без особой нужды использовать скачиваемые файлы, что любят делать неопытные преподаватели. В то же время скачиваемые папки и файлы с фотогалереями, комплектами документов, образцами рабочих файлов и т.д. могут быть очень даже оправданными.

Так не надо Лучше так

И очень рекомендуются медиафайлы – видео, аудио, слайдшоу и аналогичные.

Комментарии, как изучать каждый ресурс курса, размещаются с помощью «пояснения».

Всем этим приемам, т.е. размещению страниц, книг, скачиваемых файлов, медиафайлов, в базовом курсе обучения Moodle учат. Самостоятельное изучение по иллюстрированным материалам и видеороликам проходит без проблем.

Итог: как должен выглядеть качественный дистанционный курс

Вот его структура с описанием:

  1. У него есть описание – краткий текст с указанием результатов обучения и соответствующей иллюстрацией. Такое описание появляется в общем списке курсов вашей СДО.
  2. Внутри курса первым ресурсом стоит программа обучения, размещенная скачиваемым файлом и «страницей». Если программа длинная, можно разместить ее «книгой».
  3. Обучающие материалы в дистанционном курсе размещены по разделам, с комментариями и пояснениями, что именно делать с каждым ресурсом или элементом (различие между ними в том, что элемент интерактивный, а ресурс – простой).
  4. В обучающих материалах есть медиафайлы и гиперссылки.
  5. В курсе есть промежуточные задания, которые проверяют знания и понимание – это тесты, причем с тестовыми вопросами разных типов.
  6. В курсе есть итоговое задание, выполнение которого показывает достижение результатов обучения.

Теперь вы понимаете, почему эпиграфом поставлена строфа из знаменитого стихотворения С. Маршака о «доме, который построил Джек»?

Потому что мы размещаем материалы, чтобы можно было выполнить задания, которые докажут освоение программы и выработку заявленных изначально навыков.

P.S. Кстати, сам базовый курс Moodle является примером того, каким должен быть дистанционный курс 🙂



About the Author:

admin

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.