Все звенья цепи

Наталия Ермолова, Босс №1/2003г.


Повышение эффективности бизнеса в любой отрасли невозможно без своевременной связи и оптимальной последовательности операций по всей производственной цепочке компании — от заказчиков к складам, центрам распределения, производственным подразделениям и поставщикам. У промышленных предприятий все большую популярность завоевывают системы, задача которых — повышение эффективности логистики.

Логистика в данном случае понимается как универсальный механизм, охватывающий все вопросы, возникающие при построении цепочек поставок и прохождении товара. Такие системы получили название SCM (Supply Chain Management — «системы управления цепочками поставок»).

Системы управления цепочками поставок является ключом к повышению рентабельности предприятия. SCM можно определить как взаимодействие двух субъектов, между которыми перераспределяется товар, или как сам процесс передачи товара от одного контрагента к другому. С применением этой технологии связано решение операционных и тактических задач бизнеса.

К классу операционных задач относятся следующие.

Закупки и снабжение производства. Для ведения бизнеса большинству предприятий постоянно требуются различные материалы и ресурсы, используемые как непосредственно в процессе производства, так и опосредованно — для организации основной деятельности, начиная с канцелярских товаров и заканчивая оргтехникой. SCM должна решать задачи взаимодействия с поставщиками: их поиск, оформление заказов, взаиморасчеты. Причем эти задачи могут решаться с помощью автоматизированных систем снабжения (e-procurement) и электронных обзорных площадок: чаще всего на стороне закупщика устанавливается специальное программное обеспечение, позволяющее подключаться к площадке и формировать заказы (иногда достаточно стандартного веб-обозревателя). Известный пример — отечественная торговая площадка Faktura.ru: на базе стандартных решений и технологий любая компания может создать здесь свою частную, закрытую торговую площадку.

Очевидно, что настоящая SCM должна предоставлять достаточно мощный аналитический модуль, который позволял бы закупщику определять фактические потребности: что и в каких объемах следует закупать для обеспечения производственного процесса. Такие выводы в идеальном случае делаются исходя из прогноза уровня спроса на готовую продукцию (интеграция с CRM) и информации о загруженности производственных мощностей (интеграция с ERP). Основываясь на этих данных, SCM обеспечивает осуществление закупок при минимуме административного участия со стороны менеджера.

Управление складами. Здесь полноценная SCM дает возможожидание приемки, подготовку склада, а в процессе хранения помогает учитывать как особенности самого склада, так и характеристики товара. Наконец, в идеале допустима интеграция модулей, позволяющих информировать каждого работника склада о его задачах (с применением радиоканала передачи данных и PDA или других мобильных терминалов).

Управление логистикой, оптимизация транспортных операций. Эта стандартная подсистема SCM обеспечивает расчет стоимости перевозки различным транспортом, агрегирует таможенные затраты и данные о погрузочно-разгрузочных работах, отслеживает сроки перевозок. В частности, одна из задач системы — по запросу мгновенно выдать менеджеру информацию о том, где находится товар и каковы сроки его доставки.

Сбыт, работа с дистрибьюторами. Здесь в составе комплекса SCM, так же как в случае с организацией снабжения, могут использоваться специальные электронные торговые площадки для работы с дистрибьюторами, где размещаюттого, мониторинг его прибыльности и надежности. В то же время и сами дистрибьюторы могут применять такого рода системы. В качестве характерного примера приведем центр электронного бизнеса «Ди-лайн», основным направлением деятельности которого является дистрибуция компьютерного оборудования при помощи торговой площадки www.dealine.ru.

К тактическим вопросам, определяющим глобальные позиции компании по производству и поставкам, относится логистический аспект ее деятельности.

Логистика и определение местонахождения звеньев цепочки поставок. Подсистема позволяет вырабатывать транспортные маршруты и планировать территориальное расположение самого производственного цеха, складских помещений для сырья и материалов, а также для готовой продукции. Для этого обычно используется специальный геоинформационный пакет. Соответственно решения будут приниматься исходя из местонахождения рынка сбыта и закупок и затрат на логистику.

SCM помогает рассчитать оптимальный объем выпуска продукции, а также поддерживать процесс принятия соответствующих тактических решений о производственных мощностях и расширении производства, основываясь на данных о спросе на продукцию и предложении от поставщиков. Естественно, тогда система должна и определять структуру запасов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек, учитывая обеспечение бесперебойности производства и отгрузку готового товара. Здесь система реализует стратегию JIT (just in time — «точно в срок»).

SCM могут оказаться полезными при разработке маркетологами ценовой политики, определяя себестоимость продукции. Поскольку полномасштабная SCM покрывает весь процесс преобразования сырья и материалов в конечный продукт, фактически возникает возможность оценки добавленной стоимости, которая была создана в ходе производства, а также разделения прямых и косвенных затрат.

В конечном счете целью внедрения систем этого класса является, вне всякого сомнения, не мода, а повышение прибыльности компании путем улучшения конкурентоспособности или, как принято говорить в стратегическом управлении, стержневой компетентности. Достигается это двумя путями. Во-первых, SCM обеспечивает значительно более полное удовлетворение спроса на продукцию компании. А во-вторых, появляется возможность существенно снизить затраты на логистику и закупки. В общей стоимости товара такие затраты (разумеется, все зависит от отрасли) обычно лежат в пределах 10-15%. Современные системы снабжения, управления складами и логистикой позволяют в ряде случаев снизить их до 1-2%.

Главная черта сегодняшнего бизнеса — переменчивость. Меняются отношения клиентов, возникают новые, более эффективные бизнес-модели, увеличивается темп бизнеса. В этой ситуации можно либо безнадежно отстать, либо сделать бизнес мобильным и любую перемену использовать как новую возможность, и здесь на помощь приходит технология SCM.

В каждом сегменте рынка разработчиков — свои лидеры. Самые известные строители электронных торговых площадок, главного инструмента SCM, — компании Ariba и Commerce One.

Передовыми разработчиками систем снабжения, по данным исследовательской компании Forrester Research на октябрь 2001 года, являются Ariba (Buyer), Claru$ (e-procurement), iPlanet (BuyerXpertf и MRO Software (MAXIMO Buyer).

На рынке логистики и управления запасами лидируют CAPS Logistics и Manugistics Group. Причем некоторые компании могут охватывать весь спектр функций SCM и при этом не уступать ни одной специализированной фирме. Пример такой «многогранной» компании — корпорация i2 Technologies.

У SAP SCM-модуль является частью всесторонней системы my SAP, включающей модули ERP и CRM, На базе my SAP SCM может быть построена закрытая электронная торгово-закупочная площадка. Система позволяет планировать спрос и производство, отслеживать прохождение товара по всей цепочке поставок. My SAP SCM охватывает почти все стороны стратегии SCM.

Популярны решения от MBS — Navision Attain и Navision Axapta.

Отечественные компании, реализуя концепцию управления цепочками поставок, до сих пор в лучшем случае ограничиваются работой с электронной торгово-закупочной площадкой. Обычно в целях экономии используется не приватная (закрытая) площадка, а отраслевая, как правило, малофункциональная торговая система.

Самой известной открытой площадкой, пожалуй, является многоотраслевая торговая система «Фактура» (Faktura.ru), поддерживаемая Центром финансовых технологий. Она позволяет вести документооборот, проводить торги, осуществлять платежи (на основе аккредитованных банковских организаций), выдавать сертификаты и пр. Сейчас на площадке обслуживается более 1,5 тыс. предприятий из 72 регионов России. Технологии, которые были положены в основу «Фактуры», могут применяться любой организацией для построения собственной закрытой площадки. Платежную систему «Фактура» с недавних пор использует известная торговая площадка «Металком» (www.metal.com), предназначенная для металлургической отрасли. Еще одна металлургическая площадка, но оснащенная собственной системой платежей, — это торговая система e-Metex (www.emetex.ru). Для осуществления взаиморасчетов она работает с клиринговой компанией НКО «Международная расчетная палата».

Кроме того, в России реализованы проекты для управления складами, оптимизации логистики и других задач. Их немного, и они не слишком афишируются как разработчиками, так и пользователями. В то же время интерес к этому сектору растет. Например, компания «Парус» предлагает системы, позволяющие промышленным предприятиям, торговым фирмам, государственным организациям оптимизировать и распределять товарные потоки.

Некоторые компании интегрируют модули SCM в общую систему автоматизации предприятий. Так, в системе «Босс-корпорация» от компании «АйТи» присутствует модуль, позволяющий создавать схему управления запасами и управлять логистикой. Следует отметить решение компании «Интеллект-сервис» — «БЭСТ-предприятие», содержащее модули для управления складской, закупочной и сбытовой деятельностью. В рамках этой системы можно вести документацию, связанную с торгово-закупочной деятельностью, формировать прейскуранты, контролировать отгрузку и прием товаров.

Сегодня успешных внедрений SCM на российском рынке пока мало. Но популярность данной концепции в деловых кругах растет, а значит, будет расти и интерес к решениям и в конечном счете произойдет эволюция отечественных цепочек поставок в полноценные и полнофункциональные сети.



About the Author:

admin

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.