Катастрофизм как феномен менеджмента

Игорь Тишкин 11.04.03. (Была использована статья Pansard J. Le “catastrofisme eclaire” applique a l’informatique// L’Expansion. 2002. Octobre. P. 144-145.)


Почему не бывает так, что «все идет по маслу» без сучка и задоринки? Почему обязательно что-нибудь да не так? Почему машинка для зарабатывания денег все время ломается и дает сбои? То сотрудник, отвечающий за определенный фронт работы, заболеет, то приедут налоговики, то свет в офисе отключат, то «просто» компьютер сломается?

Постоянно возникают какие-нибудь преграды, которые необходимо преодолевать. Кажется, что эти преграды сваливаются нам, как снег на голову в мае, и тормозят дело.

Но, наверное, стоит взглянуть на вещи как-то иначе.

Теории хаоса и порядка

Начиная где-то с эпохи Просвещения, в научных кругах муссировалась идея о «детерминизме», подразумевающая неуклонное прямолинейное развитие прогресса и постепенное превращение хаоса в разумный порядок. Имелось ввиду, что «нормой» является жесткий, идеальный порядок, а все что мешает порядку и правильному течению дел – лишнее.

Теоретики Просвещения и детерминизма полагали, что любые события будущего можно предсказать, в том числе и негативные изменения, если учесть все возможные аспекты жизни и выстроить их в стройную систему знания. Однако их размышления так и остались голой теорией: проблемы и катастрофы по-прежнему возникали, сбивая с толку идеалистов.

Позднее Фридрих Ницше высказал мысль о том, что ошибка верить будто порядок, разум, методика могут поддерживать истинное положение вещей, словно беспорядок, хаос, непредвиденные обстоятельства проистекают из недостаточности знания.

В начале ХХ-го века Анри Пуанкаре «догадался»: не имея возможности узнать все на свете, человек не в состоянии предвидеть всех обстоятельств на своем жизненном пути. Малейшее изменение в одной части света может пагубно повлиять на любого индивида или группу индивидов за океаном.

Конрад Лоренц проиллюстрировал эту теорию следующим примером из метеорологии: взмах крыльев бабочки в Японии создает легкую воздушную волну, которая увеличивается в пространстве и достигает Антильских островов уже в виде урагана.

Сегодня очень модной стала теория, созданная Пригожиным. Его книга «Порядок из хаоса», написанная в соавторстве со Стенгерс, описывает мир как постоянно балансирующий между порядком и беспорядком. В любой момент времени порядок, существующий в данный момент, является началом хаоса, который в свою очередь, возникая, стремится к порядку, и наоборот. Причем, в определенных «точках бифуркации» нельзя угадать, к чему склонится система в своем развитии – к порядку или хаосу? Потому что, в отличие от идей детерминизма, в теории Пригожина нет места определенности. Но многое зависит от критической массы элементов в системе: если она достигнута, система развивается по определенному пути, если нет – в обратном направлении. Как в информатике: 0-1.

Таким образом, если у вас возникла какая-то проблема, например, с компьютером, то ее причиной может быть какой-нибудь хакер откуда-нибудь из Австралии. А может быть, причиной проблемы являетесь вы сами. Ведь для хакера из Австралии вы, в свою очередь, тоже могли создать определенные проблемы, как японская бабочка для жителей Антильских островов. И она, проблема, возможно, вернулась к вам с новой силой.

Но создавшаяся непредвиденная неприятная ситуация может оказаться началом большого и прибыльного дела, о котором вы и не догадывались. «Все что ни делается – к лучшему»!

Смотря с какой стороны взглянуть

Всякое коммерческое предприятие представляет собой локальную информационную систему, в которой существуют сигналы и импульсы. В свою очередь, такая локальная система является частью более широких информационных сфер. С этой точки зрения, любая возникающая в организации проблема – сигнал к действию или, по меньшей мере, «почесать репу».

Если так, то вот несколько советов от Жана-Луи Николета, вот уже десять лет занимающегося исследованием причин катастроф и нештатных ситуаций на предприятиях.

1. Найдите гомеостазы

Первым свойством активной системы является контактирование с другими системами. Взаимодействие систем может привести к их коррозии и даже деградации. Это «нормальный» процесс жизни различных систем – влиять друг на друга и абсорбировать, если есть возможность.

Что касается коммерческого предприятия, то оно само состоит из множества подсистем, и надо чтобы определенные подсистемы не переходили границы территории других подсистем.

Разделяют три типа подсистем: вполне взаимодействующие друг с другом как партнеры, не рекомендованные к взаимодействию и ни в коем случае не допускаемые к взаимодействию. Если, скажем, третий тип подсистем организации переходит «границы» и вступает в конфронтацию, возникают «гомеостазы». А вместе с ними – конфликтная ситуация и проблемы.

Следовательно, когда внутри организации сгустились тучи, нужно отыскать такие гомеостазы, или точки прорыва границы между нерекомендованными или даже запретительными к взаимодействию подсистемам. И выправить ситуацию.

2. Не отмахивайтесь от слабых сигналов

Чаще всего большие катастрофы возникают после целой когорты предупреждающих сигналов. Например, капремонт двигателя не случается вдруг: этому предшествуют недолив свежего масла, использование низкосортного бензина и невнимание к элементарным правилам эксплуатации. Двигатель начинает «чихать», дергать (что трудно, согласитесь, не заметить) и только затем выходит из строя.

В конце концов, если у коровника ветер снес крышу, то зачастую это происходит вовсе не потому, что он был такой силы, а просто крыша давно держалась на… (сами знате на чем) , протекала и требовала ремонта.

Поэтому обращайте внимание на самые незначительные казалось бы сигналы неисправности вашей организации: «имеющий уши да слышит»!

3. Избегайте эффекта «домино»

Новоявленная система ERP (Enterprise Resources Planning) призвана улучшать административно-командную систему коммерческой организации.

Вкратце смысл ERP в том, чтобы состыковать и сблизить многочисленные подсистемы конкретного бизнеса, связать в единую информационную систему поставщиков, ваше предприятие и потребителей. Это здорово!

Но такая тесная близость чревата эффектом «домино»: в случае, если какой-нибудь некомпетентный сотрудник одной из ваших фирм-поставщиков, извините, нажмет «не на ту» кнопку, то присутствует риск, что каждый элемент такой системы, один за другим, выйдет из строя.

Поэтому следует с некоторой долей осторожности подходить к вопросу о тесном сближении различных служб вашей организации, не забывая о трех типах взаимодействия подсистем.

Почему возникают проблемы и как к ним относиться?

Не так давно я задумался над этим вопросом, поскольку в моей жизни стали происходить определенные изменения, к тому же мне потребовалось изучить несколько новых компьютерных программ. Почему-то каждая новая «тычка» в изучении программы вызывала у меня бурю эмоций – ну почему нельзя просто чтобы все работало?

В процессе раздумий над вопросом я вычленил несколько пунктов, которые мне помогли иначе относиться к возникающим проблемам, неувязкам и трудностям. Я собираюсь с вами поделиться ими в форме записок.

  1. Если появились какие-то резкие негативные изменения в твоем положении или в ситуации определенного предмета – оглядись вокруг. Быть может, ты не единственный кому плохо, возможно, проблема общая, то есть она не твоя индивидуальная. Эту проблему тогда можно решать сообща.
  2. Опять-таки, возможно, возникшая у тебя проблема – не твоя личная, а она возникла у других людей. Скажем, если вдруг прекратился доступ к Интернету, то это часто происходит из-за сбоев в работе провайдера, а вовсе не из-за поломки твоего ПК. Конечно, «хрен редьки не слаще», но все-таки в этом случае легче определить вектор поиска эффективного решения проблемы.
  3. Есть поговорка, которая звучит приблизительно так: «После пожара новый дом красивей предыдущего». Часто возникшая проблема, после того как внутри нас уляжутся негативные эмоции, приводит к новым свежим решениям. Нередко, например, выходит из строя та самая старая вещь, которую давно уже хотелось выбросить, да рука не поднималась. И вот наконец появляется смысл купить новую, более продвинутую версию («нет худа без добра»).
  4. Бывает, возникают какие-то проблемы и сбои, например, в компьютере, когда сталкиваешься, скажем, с «непонятностями» в новой программе. Как правило, после длительных мучительных терзаний головного мозга и беспутных блужданий в его извилинах оказывается, что твой сосед или бывший одноклассник (которого, конечно же, в школе ты на каждой перемене обидно обзывал и всячески задевал) может дать вполне дельный совет и даже придти помочь устранить неисправность (за пять минут, когда сам ты неделю промучился за компьютером). Поэтому не стесняйтесь обращаться за советом ко всем, кто хоть как-то соотносится в вашем представлении с возникшей проблемой. Окружающие обычно рады поделиться с кем-нибудь своими полезными знаниями и опытом, так будьте разумней – воспользуйтесь своим языком для общения, а не только для поглощения пищи.
  5. У меня был в юности один школьный товарищ (нет, не тот кого я задевал на каждой перемене и всячески обзывал), он любил повторять одну байку-концепцию. Если, по его словам, ты захочешь сделать какой-нибудь сложный прибор, допустим, радиоприемник, то нет проблем. Не стоит бояться браться за инструменты. Ты его сделаешь. Почему? Да потому что ведь промышленный радиоприемник был сделан не бестелесным духом, а такими же людьми как и ты. Если кто-то, какой-то человек сумел сделать сложный прибор, значит и тебе это под силу, почему нет? Отсюда можно вывести подход к определенным, возникающим в процессе работы с техническими устройствами проблемам. Если проблема возникает, то она нередко вызвана человеческим фактором: либо ошибку допустил программист, либо вы сами нажали «не ту» кнопку. Значит, потратив энное количество времени, вам также под силу будет разобраться в причинах технической проблемы – чем вы хуже другого человека, сделавшего прибор или программу? Но лучше, конечно, обратиться за советом к специалистам, чтобы не терять время.
  6. Часто решение возникшей проблемы лежит где-то под боком, буквально в одном щелчке «мышью». И мы не можем быстро сообразить, как следует поступить лишь потому, что находимся в гневе из-за нештатной ситуации. Совет (прежде всего себе самому): постараться побыстрее успокоиться, взять себя в руки и помыслить разумно.
  7. Наконец, нужно помнить, что всегда есть что-то такое, чего мы не знаем. И проблема возникла, возможно, потому, что мы вовремя не изучили нужный закон, необходимую программу или правила дорожного движения. Поэтому необходимо вырабатывать и поддерживать в себе здоровую любознательность и уподобляться Петру I, который не упускал случая, чтобы узнать что-то новое, был всегда открыт учебе и просвещению.


About the Author:

admin

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.