Когда в Латвии кончатся деньги?

Е. Бреслав. Статья опубликована в блоге Делфи Delfi блоги 12 июля 2010 г.

…Работа консультанта хороша еще и собеседниками: они нередко подсказывают очень и очень интересные идеи. Так, некоторое время назад один из них (к сожалению, пожелавший остаться для читателей в тени, хотя является безусловным соавтором этой заметки) изложил мне свои представления об устройстве госбюджета. Они привели меня к значимым расчетным результатам.


…Работа консультанта хороша еще и собеседниками: они нередко подсказывают очень и очень интересные идеи. Так, некоторое время назад один из них (к сожалению, пожелавший остаться для читателей в тени, хотя является безусловным соавтором этой заметки) изложил мне свои представления об устройстве госбюджета. Они очень понятны и логичны:

  • Основой госбюджета является экономика – точнее, налоги, которые она позволяет с себя взимать;
  • Второй частью доходов госбюджета являются неналоговые поступления – прибыль госпредприятий, доходы от сдачи в аренду госсобственности, проценты (кстати, в 2010 году очень выросли – полученные кредиты лежат на банковских счетах), прямые вложения.

Эти две части образуют основание «здания» госбюджета. Весьма любопытно было бы еще узнать, как налоговые поступления распределены по размерам бизнеса – от крупных предприятий, средних и малых, но такого деления статистика не дает.

На этом «фундаменте» стоят следующие «этажи»:

  • Госсектор в экономике – он ведь не только прибыль приносит, он еще и затрат требует. А расходы, как известно, много больше прибылей. Отнесем к госсектору такие статьи бюджета, как промежуточное потребление, инвестиции, прочие налоги (очень-очень маленькая сумма), дотации, а главное – очень большую сумму «прочих трансферов». Эти самые прочие трансферы (переводы) на самом деле невозможно отнести куда-то корректно, потому что их назначение меняется. Но на суть дела, как увидят дальше уважаемые читатели, это не влияет;
  • Социальные выплаты;
  • Госуправление, куда мы отнесли зарплату госслужащих и проценты по кредитам.

При таком подходе соотношение между «фундаментом» и «этажами» можно отразить по годам графически (этот тип графика называется «знаки Варзара» – их площадь пропорциональна величине отражаемого показателя). И мы видим, как менялось «здание госбюджета» в последние годы:

Structure LBudget 07_2010

2004 г.: небольшой (-2,6{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}) дефицит госбюджета. Доходы в основном налоговые – 82{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}. Расходы поделены неравномерно: на экономику – 41,7{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}, на госуправление – 31,4{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}, социальная сфера – 26,7{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}.

Ситуация 2005 г. абсолютно аналогична: структура доходов точно такая же, структура расходов сдвинулась в сторону госсектора – 45,4{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}. Управление и социалка уменьшились пропорционально. Дефицита бюджета практически нет (-0,7{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}).

В 2006 г. картина потихоньку меняется: растет доля неналоговых поступлений (20{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}), существенно увеличивается доля госсектора (49,7{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}). Да и сам объем бюджета становится заметно больше – видно просто на глаз. Дефицит ничтожный.

2007 г. принес очень значительный рост бюджетных средств. Доходы выросли так, что расходы за ними не поспели – образовался профицит (0,9{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}). Налоги обогнали прочие поступления и составили 84,7{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} доходов. Опережающими темпами росли расходы на госуправление и госсектор. Доля социальных выплат упала до 21,4{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} – самая низкая за анализируемый период.

2008 год: расходы госбюджета продолжают расти, хотя доходы за ними уже не успевают. Итог – дефицит 8,7{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}. Структура доходов вернулась к 2005 г. с долей налогов в 81,3{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}. В расходах достигла своего пика доля расходов на госуправление – 31,4{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}.

И, наконец, 2009 год, резко выделяющийся на диаграмме: неналоговые поступления остались те же, но драматически сократились налоги. Расходы на госсектор уменьшились, на госуправление – тоже, социальные же выплаты существенно выросли. Это неудивительно – пособия по безработице, пенсии обычные плюс пенсии тем, кто оформил ее досрочно и прочее, прочее, прочее. Дефицит бюджета – 19,6{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}.

Если рассматривать эти схемы как некую «конструкцию», то она становится все менее и менее устойчивой: налоги продолжают сокращаться, возможности секвестра расходов ограничены. Эти «разночтения» прекрасно просматриваются в отчетах Министерства финансов о ходе подготовки бюджета 2011.

Поэтому мой собеседник задал вопрос: а когда в Латвии закончатся деньги?

Для ответа на вопрос можно составить простенькую финансово-экономическую модель – примерно такую, какие составляются для бизнес-планов. Такие модели всегда содержат в себе определенные допущения и упрощения – ну просто потому, что арифметика в принципе не способна отразить жизнь во всей ее полноте. Тут главное – не перегнуть палку с упрощениями, упустив принципиальные моменты, и не сделать нереалистичных допущений. Поэтому допущения и упрощения рекомендуется проговаривать как можно четче.

Итак.

Допустим, что доходы госбюджета (ГБ) связаны с количеством жителей. Предположим так же, что в будущем они останутся такими, какими были в среднем в 2009 г. Вообще надо подчеркнуть, что доходы ГБ на 1 работающего постоянно растут (Рис. 1) и достигли какой-то фантастической величины – 1200 латов на каждого занятого за квартал. Это при том, что число работающих сократилось радикально. Но эти проблемы мы сейчас обсуждать не будем, просто примем это допущение.

Structure LBudget 07_2010 2

Рис. 1.

На будущее предполагаем, что количество занятых снизится еще на 5{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} (официальный прогноз), доходы ГБ на 1 работающего тоже снизятся на 5{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} за счет снижения платежеспособного спроса (безработица растет, молодые уезжают, потребление падает).

Больше пока допущений в части доходов ГБ и нас нет.

Упрощение одно, но очень важное – мы считаем, что других факторов, влияющих на уровень доходов ГБ, у нас нет или они пренебрежимо малы. Это, конечно, не так, но давайте посмотрим, что получится.

Итого получается средний уровень доходов ГБ за квартал – чуть больше 1 млрд. латов.

Теперь о расходах.

Воспользовавшись данными о расходах ГБ в 2009 и в 2010 гг., поделим их на 4 части, а потом скорректируем на (1) изменяющуюся ситуацию с безработицей и (2) 450 млн., требуемых международными кредиторами. Всю коррекцию отнесем на счет госуправления. Это деление тоже не соответствует реальным процессам, когда сокращаются расходы на медицину и образование, но, думается, условность понятна. Получим следующее:

Пенсион­ный фонд Фонд безрабо­тицы Меди­цина Образо­вание Госуправ­­ление Проекты Итого
Доля в ВВП 2009 3,8{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} 0,5{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} 2,9{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} 3,5{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} 8,8{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} 8,6{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} 23,8{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b}
Расходы за квартал 2009 г., млн. латов 125,49 17,39 97,41 114,63 781,81 284,02 1 420,7
[1]
Расходы за квартал 2010 г., млн. латов 124,84 6,71 97,41 114,63 440,88 284,02 1068,5[2]
Расходы за квартал 2011 г., млн. латов 124,84 4,47 97,41 114,63 358,74 284,02 984,1
Изменения 2011 по сравнению с 2010 г., млн. латов 0,00 2,24 0,00 0,00 82,14 0,00 84,38

Теперь опишем допущения и упрощения на будущее:

  1. Количество пенсионеров и средний размер пенсий остается постоянным.
  2. Выплаты по безработице сокращаются до 4,5 млн. латов за квартал за счет окончания сроков выплаты пособий.
  3. Расходы на медицину, образование и «проекты» остаются прежними.
  4. Расходы на госуправление сокращены на 450 млн. латов, как уже упоминалось выше.

Сопоставляя прогноз расходов с прогнозом доходов, получаем дефицит госбюджета в 2010 г. и небольшой профицит в 2011.

А теперь дополним нашу модель данными о предстоящих выплатах в погашение внешних займов, которые можно взять с сайта Казначейства, из ежеквартального бюллетеня за 1-й квартал текущего года. К сожалению, там нет точных цифр, но есть график на стр. 2, который позволяет прикинуть их уровень:

Рис. 2.

Рис. 2.

Для простоты игнорируем внутренний долг, хотя это тоже сильное допущение – в реальной практике этот долг тоже имеет значение. Но допустим, что тут мы таки договоримся.

Итого распределение выплат по внешним кредитам по годам получается примерно следующим:

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Возврат внешних займов, млн. латов 80 220 340 1 150 940 60

И с учетом этих выплат сальдо дефицита госбюджета получается следующая картина:

Structure LBudget 07_2010 4

Рис. 3.

На Рис. 3 легко видеть, когда «кончатся деньги» – во втором квартале 2014 г.

Почему именно в этот момент? Потому что потребность в них усиливается, а взять уже негде.

Возможны варианты

Сделанный выше прогноз – всего лишь первый шаг. Посмотрим, что произойдет, если события пойдут иначе.

В реальности вариантов может быть невероятное множество, но мы оценим влияние только двух факторов: количества работающих и собираемость налогов. Соответственно, сформируем два сценария:

Сценарий Рис. 3  Сценарий ускорения эмиграции Сценарий роста
Динамика числа работающих Численность занятых сокращается за 2010 г. на 5{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} Эмиграция ускоряется – численность занятых сок­ращается за 2010 г. на 10{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} Численность занятых растет – примерно на 10{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} за год
Собираемость налогов Собираемость налогов сокращается на 5{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} (всего) Собираемость налогов сокращается на 5{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} (всего) Собираемость налогов остается постоянной
Общая характеристика сценария Продолжение отъезда, сохранение теневой экономики Усиление отъезда, продолжение ухода в тень, экспорт предприятий Некоторое оживление экономики с выходом из тени части бизнеса
Прогноз Средства для социальных выплат закончатся в середине 2014 г. Средства для социальных выплат закончатся в конце 2011 г. Через год после начала оживления выход на устой­чивый режим самофинан­си­рования госбюджета

Изменение графика погашения внешних займов, конечно, растягивает удовольствие на год. И основной вопрос в этом случае – что мы успеем за этот год сделать? Нужен ли он нам?

Графически различия следующие:

Рис. 4.

Рис. 4.

Что лучше, понятно.

Но как добиться разворачивания сценария роста?


[1] Данные Статуправления.

[2] Расчеты по упрощенной модели, описанной в первой части статьи. Очевидно, что снизить вдвое расходы ГБ не удастся. Тем показательнее итоговые результаты. – Е. Бр.


About the Author:

admin

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.