Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции добавленной стоимости (фрагмент статьи)

Щербакова О.Н., начальник группы ОАО «Альфа-Банк»


Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №6 / 2003

Статья является продолжением серии вопросов, связанных с оценкой в рамках управления стоимостью компании, рассмотренных в журнале ФМ, №№ 1—3 за 2003 г. В настоящей статье рассмотрим еще один распространенный метод оценки, используемый в рамках управления стоимостью компании, — метод «акционерной» добавленной стоимости (Shareholder Value Added (SVA).

Показатель «акционерной» добавленной стоимости (далее по тексту SVA) является торговой маркой компании L.E.K. Consulting и используется при проведении работ в рамках оценки и управления стоимостью.

L.E.K. Consulting была основана Альфредом Раппапортом, проф. Келлогской школы менеджмента Северозападного университета США (Kellogg Graduate School of Management, Northwestern University). Компания предлагает комплекс консультационных услуг в области управления стоимостью компании, имеет наработанные методики и алгоритмы. Основные положения и практические результаты использования отражены в монографии «Создание акционерной стоимости — руководство для менеджеров и инвесторов»1.

Как любой показатель, базирующийся на концепции остаточного дохода и используемый в рамках управления стоимостью компании, SVA исходит из предположения о том, что создание добавленной стоимости для акционеров (положительная величина SVA) происходит в тот момент, когда рентабельность новых инвестиций компании превосходит средневзвешенные затраты на капитал (ROIC > WACC). При этом важным условием является то, что любые действия менеджеров компании должны быть направлены на получение дополнительной выгоды для собственников компании, которая фактически определяется приростом ее акционерного капитала (Shareholder Value).

В отличие от Стюарта, разработчика EVA, при использовании показателя SVA наибольший акцент Раппапорт ставит на четкое определение периода конкурентных преимуществ.

В случае долгосрочной перспективы разрыв между ROIC и WACC приведет к тому, что в отрасли, в которой действует предприятие, обострится конкуренция. Данный момент, в свою очередь, приводит к падению рентабельности инвестиций. Таким образом, процесс создания добавленной стоимости не бесконечен и ограничивается периодом конкурентных преимуществ отрасли и компании.

При потере фирмой всех конкурентных преимуществ рентабельность ее инвестиций сравняется с затратами на привлечение капитала, что приведет к фиксации стоимости инвестированного капитала и показателя прибыли (NOPAT). Следовательно, при условии бесконечного существования компании, возможно осуществление капитализации.

Суть показателя SVA

Показатель SVA представляет собой капитализированное изменение текущей стоимости операционного денежного потока, скорректированное на текущую стоимость инвестиций во внеоборотный и оборотный капитал, вызвавших данное изменение.

Показатель SVA, так же как и показатель EVA, в рамках управления стоимостью компании используется:

  1. для оценки стоимости компании, т.е. показатель SVA выступает как величина, на базе которой после осуществления расчетов, исходя из алгоритма оценки, фиксируется итоговый вывод о стоимости компании на определенную дату;
  2. для получения информации о степени эффективности осуществленных инвестиций, т.е. как показатель, позволяющий сделать вывод о степени эффективности осуществленных инвестиций и выявить, была ли создана новая добавленная стоимость или, наоборот, в результате нерационального инвестиционного решения произошло «разрушение» существующей стоимости.

Необходимо обозначить следующие основные предпосылки, используемые при осуществлении расчетов с помощью метода SVA:

  1. срок жизни бизнеса компании бесконечен;
  2. прогнозный период ограничен периодом конкурентных преимуществ;
  3. величина амортизации равна величине текущих (нестратегических) капитальных вложений;
  4. стоимость, добавленная новыми инвестициями,  учитывается в том же году, в который данная инвестиция была осуществлена;
  5. первоначальный инвестированный капитал при расчете стоимости бизнеса фиксируется по рыночной оценке.

Также в данной статье читайте:

  • Оценка стоимости компании с помощью показателя SVA
  • Факторы, определяющие SVA
  • Использование SVA в рамках управления стоимостью компании
  • Преимущества SVA перед CF
  • Преимущества SVA перед EVA
  • Ограничения в использовании SVA и EVA

1 Rappaport, A. Creating shareholder value: a guide for managers and investors. — Rev. and updated ed. New York: Free Press, 1998. — 205 p.

 



About the Author:

admin

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.