Мотивация и психологический контракт

М.Магура, М.Курбатова


Особенности трудовой мотивации работников могут влиять на их рабочее поведение опосредованно, формируя определенную систему ожиданий, связанных с трудом в данной компании. Встречную систему ожиданий к работнику со стороны организации определяют требования к его рабочим результатам и рабочему поведению. Эту систему взаимных ожиданий называют психологическим контрактом.

Примечание. Психологический контракт — это система взаимных ожиданий и неписаных обязательств, регулирующая многие аспекты отношений между работником и работодателем.

В отношениях между работником и организацией каждая сторона, что-то отдавая, предполагает получить взамен нечто равноценное. И работник, и организация имеют систему определенных ожиданий и потребностей. Взаимные ожидания и взаимные обязательства работника и организации регулируют многие из важных аспектов трудовых отношений, включая оплату труда, распределение работ и взаимные обязательства работодателей и работников по отношению друг к другу.

Среди тех требований, которые предъявляет организация к работнику, можно выделить следующие:

  • добросовестное выполнение порученной работы;
  • лояльность к организации;
  • инициативность и творческое отношение к делу;
  • принятие правил и норм, действующих в организации;
  • готовность в случае необходимости идти навстречу организации (руководству);
  • гибкость и желание обучаться и развиваться.

Среди тех требований к работе, которые могут предъявлять работники, можно назвать такие как:

  • получать достойную оплату;
  • заниматься делом, дающим чувство удовлетворения;
  • работать с людьми, готовыми помочь в случае необходимости;
  • приносить пользу людям, предоставляя нужную продукцию или услуги;
  • видеть конкретные, ощутимые результаты своего труда;
  • работа должна оставлять время и силы для личной жизни;
  • ощущать уверенность в завтрашнем дне;
  • работать в слаженном коллективе и ощущать себя его частью;
  • сохранять и использовать имеющийся профессиональный опыт и способности, пополнять свои профессиональные знания, учиться чему-то новому.

Контракт между индивидом и организацией называется психологическим, так как в значительной части эти ожидания нигде не записаны и даже не проговариваются. Однако, хотя требования сторон не зафиксированы в официальных документах, психологический контракт способен реально влиять на поведение работника. В любой момент каждой стороной могут быть отмечены как реализующиеся, так и нереализованные ожидания, при этом каждая сторона имеет свой минимально приемлемый уровень их реализации. Если одна из сторон приходит к заключению, что реализация ее ожиданий и потребностей ниже минимально приемлемого уровня, то она рассматривает это как нарушение контракта, что вызывает соответствующие ответные действия (табл. 1-5).

Таблица 1-5. Реакция на нарушение психологического контракта со стороны работника и со стороны организации

Со стороны работника Со стороны организации
  • Увольнение из организации  или поиск нового места работы
  • Снижение рабочих показателей
  • Ухудшение трудовой дисциплины
  • Снижение удовлетворенности  работой и организацией
  • Работа спустя рукава
  • Увольнение работника
  • Понижение в должности
  • Перевод на другую работу
  • Пересмотр уровня оплаты труда
  • Отказ в продвижении  по служебной лестнице
  • Лишение льгот

Если рассматривать психологический контракт с позиций работника, то это в первую очередь:

  1. ожидания и требования работника, связанные с его работой;
  2. понимание работником требований, предъявляемых к нему со стороны организации;
  3. насколько справедливыми работник считает требования к нему со стороны организации и в какой мере он готов корректировать свои ожидания и свое поведение с их учетом.

Психологический контракт является динамичным образованием, и он изменяется по мере того, как изменяются потребности сторон. Высокие ожидания (требования) к работнику со стороны компании могут иметь результатом высокий вклад (улучшение работы, повышение качества, переработки и т.п.) и, как следствие, повышение ожиданий со стороны работника.

Часто люди не осознают своих ожиданий, пока у них не возникнет острая неудовлетворенность, связанная с существенным рассогласованием их предположений с действительным положением вещей. Поэтому специалисты по организационному поведению настаивают на том, чтобы в организации были предусмотрены механизмы для получения информации относительно ожиданий персонала, связанных с работой в компании, ее анализа и, если потребуется, принятия корректирующих мер. Для этого важно понимать, какие события или какие факторы способны вызвать изменения в установившемся психологическом равновесии между работником и организацией. Обычно такой дисбаланс и последующее изменение ожиданий работника по отношению к организации вызывают следующие события:

  • завершение учебы; получение высшего/специального образования;
  • повышение квалификации;
  • приобретение смежной специальности;
  • приобретение опыта работы;
  • длительное добросовестное и ответственное отношение к своим обязанностям;
  • высокий трудовой вклад, достижение значительных результатов в работе;
  • изменение семейных обстоятельств (вступление в брак, рождение ребенка и пр.);
  • переход в другую возрастную группу, большой стаж работы в компании и т.д.

Руководитель должен обладать способностью чутко и своевременно реагировать на все изменения в жизни и работе сотрудников, которые могут породить новые требования с их стороны и потребовать изменения как требований к сотруднику (то есть той составляющей психологического контракта, которая идет от организации), так и требований к организации. Это позволит на протяжении длительного времени поддерживать на высоком уровне готовность работника к сотрудничеству с руководством и его приверженность компании.



About the Author:

admin

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.