Управление по ценностям: практическая модель для HR

В этой статье приводятся размышления о кризисе традиционных моделей управления и путях перехода к управлению по ценностям.

Сергей Гевлич, директор по R&D, Санкт-Петербург, e-xecutive.ru


Когда я учился в бизнес-школе, мне запало одно неформальное определение менеджмента:

Менеджмент — это достижение своих целей руками других людей.

Да, это определение не академично, но вполне практично. Оно раскрывает суть явления. Разверну его на схемках (щелкайте по каждой картинке, под ними — нужный текст):

Что в этой модели принципиально важно. Замысел, или понимание идеального конечного результата находится в голове менеджера. В этом его уникальное положение по отношению к исполнителям. Отсюда вытекают три ключевые обязанности менеджера:

  • Постановка задачи
  • Регулярный контроль
  • Корректирующая обратная связь

Целеполагание я опускаю, поскольку эта функция не относится к отношениям менеджера и исполнителя. А на следующей схеме мы увидим, что оно в принципе, не обязательно.

Итак, та же схема, но уже на уровне корпорации.

Есть ли выход? В принципе, есть. Просто на схеме не хватает одного важного элемента — Клиента. Рассмотрим другую схему с четырьмя этажами.

Мне кажется, основателям потребуется ментальный переход, чтобы убрать букву У из слова “управление”. Получится “правление”. Функция основателей также трансформируется. Чтобы компания была эффективной, нужны:

  • Сильная корпоративная культура (законы и принципы)
  • И кадровая политика, ориентированная на привлечение талантов

Кстати, в классической модели управления таланты не нужны. Она ориентирована на минимизацию человеческого фактора. Единственное место, где таланты могут прижиться — головной офис, но там они довольно быстро заскучают.

А что с корпоративной культурой и ценностями? Почему в новой управленческой модели она будет работать, а не превратится в словоблудие?

Хочу предложить вам собственное оригинальное видение того, как создавать ценностные кодировки, чтобы они работали.

Код ценности можно разложить через три фактора:

  • Цена, которую ты готов заплатить за следование ценности. Как в продажах, если ценность для клиента равна нулю, он не заплатит ни цента.
  • Приоритет значимости — ценности конкурируют друг с другом. Например, честность и справедливость. Лучшие формулировки ценностей содержат в себе приоритет, как ценности Agile.
  • Истинные ценности проявляются через нетерпимость к нарушителям. Если чистюля попал в грязную комнату, он либо покинет её, либо попытается прибраться. В любом случае, нарушение ценности приводит к внутреннему напряжению и дискомфорту.

Управление, основанное на системе ценностей — soft power — мягкая власть, значительно сильнее власти жёсткой, поскольку требует гораздо меньше энергии для поддержания аппарата контроля и насилия. Когда-то человечество сделало это открытие, создав религии. Сейчас его заново совершают компании, проектируя религии корпоративные.



Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.