Успешное руководство — это просто. Всего 12 приемов.

Блог Галины Сартан (страничка автора на Facebook)


12 приемов успешного руководства. Это много или мало? Если сравнить с количеством ошибок и временем на их исправление, то это мало. Если сравнить с работой руководителя над собоя, то — много. Выбераем середину. Вы можете приемы просто прочитать, или с ними поспорить, или, по возможности, некоторые взять на вооружение. Главное — начать работать над собой, чтобы постепенно исправлять своих подчиненных. Поверьте моему многолетнему опыту — никакие тренинги и воздействия на ваших сотрудников не помогут, если вы сами не будете менять свое поведение.

Итак, на что нужно обращать внимание в первую очередь, если вы хотите усовершенствовать свое руководство.

1. «Поймите, в чем смысл вашего предназначения в роли руководителя» 

Для этого стоит просто ответить для себя, но честно, на несколько вопросов. Например, таких: Почему я решил стать руководителем? Почему я хочу управлять, а не подчиняться? Кого я себе напоминаю, когда начинаю управлять другими людьми?  Все эти ответы дадут толчок к дальнейшим размышлениям по поводу того, что у вас идет гладко, а что — нет.

2. «Найдите свои слабые места».

Какие личные качества лучше иметь, если вы руководите другими? Я бы выделила такие:  спокойствие, уверенность, сочувствие, смелость и самоотверженность.

А также — «сонастройка» со своими подчиненными, т.е. понимание поведения и чувств своих подчиненных и приближение своего поведения и чувств к ним.

Важны также рациональное отношение к своим и чужим ошибкам, принятие ограничений, профессиональное общение, рациональное отношение к критике, способность воспринимать окружающее с различных позиций, умение использовать групповой опыт, разделение ответственности с группой. Найти свое слабые места просто — прочитайте то, что требуется руководителю и выделите то, чего у вас пока нет.

Но зачем? Если целью является понимание себя  и в связи с этим понимание других людей, то этот путь ведет и к совершенствованию взаимодействия с коллективом.

Если же цель — сделать себя идеалом, эталоном для подражания, это приведет к тоталитарному лидерству, ограничивающему развитие подчиненных.

Даже самый хороший руководитель не может быть идеальным. Но как относиться к тому, что не нравится в себе? Нам легко принять любимые качества, помогающие в жизни, а как принять свои недостатки?  Об этом далее.

3. «Поработайте над собой» 

Если вам что-то в себе не нравится, то ни в коем случае не старайтесь от этого избавиться. Все, что вы имеете, это вы, и это зачем-то вам нужно. Приведу пример того, что с этим нужно делать.

Например, если вы считаете себя слишком застенчивым и это мешает вам в общении с людьми, подумайте, может ли это качество быть для вас необходимым? Возможно, оно необходимо при общении другими застенчивыми людьми — в этих случаях вы хорошо понимаете друг друга. Возможно, оно выбивает почву из-под ног агрессивных и настырных людей. Наверное, есть и другие ситуации, где ваша застенчивость просто необходима. Постарайтесь их припомнить.

После того, как вы хоть немного полюбили свою застенчивость, найдите то качество, которое будет ее уравновешивать в ситуациях, когда она вам мешает. Это может быть уверенность. Добавьте себе уверенности во время ведения переговоров, и вы заметите, что стали менее застенчивы.

Подобное  можно проделать и с любым другим качеством, которое, по вашему мнению, мешает вам в жизни и в работе.

4. «Сохраняйте покой и уверенность» 

Для создания подобного состояния не обязательно учиться медитировать долгие годы. Но что нужно делать?
Например, вы можете вспомнить самые яркие моменты своей жизни, когда вы испытывали состояние покоя. Выберите одно из них, наиболее сильное, или сложите все воспоминания вместе, и вы получите необходимое вам состояние покоя.

То же самое необходимо сделать для создания чувства уверенности. Вспомните все события жизни, связанные с этим состоянием: удачные выступления, успешное общение с другими людьми. Выберите одно, наиболее сильное воспоминание и привнесите его в свое настоящее. Сосредоточьте на нем свое внимание.

Осталось немного – научиться быстро вызывать эти ощущения в нужное время. Для этого создайте для себя талисман — реальную вещь (брелок, ручка и т.п.) или что-то воображаемое (любимое место, вещь, явление природы и т.п.). Зажмите в руке выбранную вещь или вызовите в воображении какое-либо событие в момент, когда вы испытываете нужное состояние покоя и азарта одновременно. Проделайте это несколько раз, и теперь, когда вы будете сжимать талисман или вызывать его в своем воображении, у вас будет возникать состояние покоя и азарта.

5. «Сонастройтесь с подчиненными» 

Как вызывать состояние сонастройки? Самое главное здесь – отсутствие спешки, нетерпения и недовольства. Состояния нетерпения и недовольства, как правило, возникают из-за иллюзий и неоправданных ожиданий. И коллектив, и его руководитель при достижении поставленных целей часто сталкиваются с временными ограничениями. В результате может возникнуть иллюзия, что чем больше они смогут сделать за ограниченное время, тем эффективнее будет их работа. При такой сонастройке всякое замедление темпа будет вызывать нетерпение и недовольство. «Загнанные» коллектив и руководитель, возможно, многое успеют, но ценой взаимного разобщения. Когда руководитель является «погонщиком» своих подчиненных, их взаимодействие строится по системе «поощрения – наказания», сотрудники перестают отвечать за свои действия, так как всю ответственность берет на себя руководитель. Поскольку времени для принятия решений мало, он начинает ошибаться, и люди начинают сомневаться в его компетентности.

Истинная сонастройка – это состояние гармонии, в котором находятся ваше сердце и общее сердце коллектива. При таком подходе сотрудники начинают воспринимать вас как руководителя, для которого коллектив является частичкой жизни.  Достигнув такого состояния вы увидите, что можно спокойно и без нервов достичь поставленных целей.

6. «Проявляйте сочувствие, смелость и самоотверженность» 

При общении с коллективом важно подчеркивать и проявлять такие качества, как сочувствие, смелость и самоотверженность. Находите и отмечайте их в себе, в отношениях с другими. Приучайте своих сотрудников создавать и отмечать их в своем поведении.

Для этого надо научиться разговаривать с сотрудниками и слышать свои слова. Следите, как ваши высказывания влияют на мысли и чувства вашего коллектива; учитесь соотносить проявление своих эмоций и эмоций сотрудников.

Но самое главное здесь — пребывать в состоянии покоя и уверенности. Воспринимайте это не как экзамен на успешное руководство, а как совместное творчество.

7. «Работайте над ошибками» 

Важны не сами ошибки, а наше отношение к ним. Если после очередной ошибки вы начинаете винить себя, искать оправдание в плохом поведении сотрудников или в сложившихся обстоятельствах, такая реакция останавливает ваше развитие. Ошибки – необходимый элемент развития и обучения. Важно выработать верное отношение к ним, и в похожих ситуациях вы будете реже наступать на те же грабли. Надо помнить при этом, что следующие ситуации скрывают в себе «новые грабли», на которые вы рано или поздно наступите, и это будет следующий этап развития и обучения.

Возможно, вы уже привыкли реагировать на неудачи привычными мыслями: «Я никогда не стану эффективным топ-менеджером», «Я недостаточно подготовлен и поэтому не могу руководить выполнением этого задания», «Коллектив не воспринимает меня как лидера, значит, мне еще рано работать с людьми», «Я слишком уязвим как личность, значит из меня будет плохой руководитель» и т.п. Вырвите эти мысли с корнями из своего сознания, пока они не начали воздействовать на ваше поведение. Можно при этом проделать совсем легкое упражнение: запишите их на бумаге, а затем сожгите ее.

Сконцентрируйтесь на решении следующей рабочей задачи с учетом ошибок, которые были совершены ранее. Займите свой ум работой, а не переживаниями – и вы отучите его от оправданий своей бездеятельности.
«Если вы взяли неправильную ноту, то сделайте ее правильной с помощью последующих», — сказал как-то музыкант Джо Пасс. Даже из чего-то ошибочного можно сделать произведение искусства, но только в том случае, когда вы осознаете, что происходит, и отдаете себе отчет в том, для чего вы это делаете.

8. «Оцените свои ограничения как руководителя» 

У руководителя, как и у каждого человека, есть целый ряд ограничений — физических, социальных, психологических, духовных. Они могут служить толчком к творчеству, к поиску новых путей. Некоторые ограничения преодолимы: например, вы не очень общительны, но можете развить свою общительность.
Но есть ограничения непреодолимые, осознание которых болезненно и на которых нельзя, тем не менее, застревать. Дело не в том, чтобы принять свои ограничения и успокоиться — надо узнать, что наилучшим образом работает на вас и быть естественным в своем развитии.

Выберите те свои ограничения, которые преодолимы, и отметься те ограничения, которые непреодолимы. По поводу первых — можно поработать над их преодолением. По поводу вторых — нужно их знать и не переживать по поводу того, что они существуют.

9. «Общайтесь, общайтесь и общайтесь»

Работа руководителя – это постоянное сотрудничество с другими людьми. Он обязательно должен учиться у других руководителей, при этом ему необходимо уходить от оценки, которая убивает восприятие. Если стиль их руководства вам не нравится и не укладывается в ваши представления и ожидания – это тоже обучение, обучение разнообразному опыту, а также осознание позиций в отношении собственного стиля руководства.

Обращайте внимание на личные цели руководителей. Некоторые из них через свою работу тешат свое самолюбие, пытаются безоговорочно подчинить сотрудников, вызвать у них чувство восхищения. Чаще всего за этим скрывается посредственность и глубокая неуверенность в себе. Такие руководители более озабочены личным положением, чем делом. Место руководителя для них — лишь средство накопления денег и достижения определенного положения в обществе. Процесс обучения и развития для них не важен.

Не приучайте себя к похвалам, которые способны приносить такой же вред, как и критика. Если вы считаете, что уже чего-то добились, значит, вам предстоит еще больше работы.

Если вы занимаетесь управлением только ради денег (славы, обязанности и т.п.), то через некоторое время это станет для вас бременем, а коллектив – надоевшим объектом воздействия.

10. «Принимайте конструктивную критику» 

Есть категория руководителей, которые остро переживают критику своих коллег или подчиненных. Если критика помогает достижению поставленных целей, ее нужно принимать конструктивно и использовать для своего развития. Если критикующие не понимают целей руководителя, то на такую критику не следует обращать внимания; в этом случае их мнение скорее всего, выражает не отношение к вашей работе, а защиту собственных амбиций и ожиданий.

Необходимо научиться распознавать различные виды критики. Самая верная критика исходит от нас самих. Учитесь конструктивно оценивать себя, и тогда никто не скажет вам ничего такого, чего бы вы уже не сказали себе. Но не все, что вы в себе раскритиковали, стоит объявлять миру — многое следует оставить внутри себя.

11. «Добейтесь многомерного восприятия» 

Как научиться отслеживать собственное состояние, доверять интуиции, слушать и слышать своих подчиненных и одновременно помнить о задачах, которые необходимо решить? Здесь важно отработать у себя три позиции восприятия и находиться в каждой из них практически одновременно в любой момент.  Есть такая техника, о котороя сейчас я расскажу.

Первая позиция – отслеживание себя как руководителя, а также своих чувств, интуиции и отношения к тому, что происходит в коллективе.

Вторая позиция – отслеживание состояния и поведения своих сотрудников. Эта позиция, в которой руководитель слушает и слышит сотрудников и коллектив в целом.

Третья позиция – это постоянный ответ на вопрос: «А что сейчас происходит? Следую ли я поставленным целям? Для чего я это делаю, и что при этом делают мои подчиненные?»

Истинное обучение и развитие руководителя – это отрабатывание в различных ситуациях этих трех позиций, отслеживание у себя преобладания одной из них и слабости других.

12. «Разделяйте ответственность с группой» 

Руководителю необходимо научиться делегировать своим подчиненным ответственность за порученное дело. Он тем самым дает сотрудникам дополнительный импульс развития и приобретения нового опыта, необходимого для повышения их квалификации. Коллектив начинает работать более плодотворно и креативно, понимая, что не все зависит от их руководителя. А руководитель при этом снимает с себя часть ненужной тревоги за выполнение поставленных задач. Чем больше ответственности передает он коллективу, тем мудрее становятся сотрудники и опытнее и профессиональнее коллектив в целом.

Итак, обобщаем: 

Если вы проделали все приведенные выше приемы, приняли к сведению рекомендации в отношении навыков и личностных качеств руководителя, вы уже начали работу над собой. Осознание происходящего – это уже 50% нашего успеха. Остальные 50% приложатся, если каждодневно развивать то, что вы считаете важным и необходимым для себя. Через некоторое время вы заметите, что уже не думаете о том или ином навыке, а он приходит как бы сам собой, именно тогда, когда это необходимо. Если вы заметите это, то ваша эффективность, как руководителя, значительно увеличилась. А само руководство превратилось в удовольствие, а не в тяжелую обязанность.



About the Author:

admin

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.