Физика, лирика и экономика: обучение через искусство в корпоративных университетах

Юлия ПшеницинаE-xecutive


«Современный рациональный европейский человек работает преимущественно
левым полушарием, а правое включает по выходным, когда идет в музей или театр.
Мы не считаем искусство частью жизни, в этом наша проблема.
99 бизнесменов из 100 даже никогда не задумывались о том, что оно –
дополнительный к науке способ познания мира, основанный на интуиции».
Сергей Филонович, декан высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ,
доктор физико-математических наук, профессор

XXI век и глобальный экономический кризисполностью изменили характер бизнес-среды. Современным компаниям приходится работать в постоянно меняющихся условиях, когда знания мгновенно устаревают, а технологии легко копируются. Для того чтобы выжить, необходимы смелость, эмоции, самостоятельное мышление, вдохновение, кисти и краски, творческий поиск и интуиция. Потому что мы вступили в «эру художника». И сегодня «экономике» больше не достаточно «физики». Ей как никогда нужна самая настоящая «лирика»! Неслучайно корпоративные университеты таких компаний, как IBSUnileverВТБXeroxWorld Bank и другие обратились к искусству для решения бизнес задач своих организаций!

Красота спасет бизнес

Рациональные «левополушарные» бизнесы, цель которых прибыль

Рациональные «левополушарные» бизнесы, цель которых прибыль и все, похоже, уже достигли своих максимальных результатов. В «эру художника» фетишизация «цифр» и потребительское отношение к себе, к другим, к природе не смогут обеспечить конкурентные преимущества ни отдельным людям, ни компаниям, ни экономике целых государств. Задача современных лидеров ― бизнес созидающий и создающий что-то по-настоящему полезное для общества. Именно поэтому раскрытие творческого потенциала сотрудников становится вызовом для HR-специалиста XXI века.

Совершенно неслучайно в марте-апреле 2012 года компания Adobe, один из самых известных производителей программного обеспечения, и eYeka, краудсорсинговая компания, объединяющая талантливых людей с лучшими мировыми брендами, одновременно, не зная об инициативах друг друга, провели почти идентичные глобальные исследования на тему того, что мир думает о творческих способностях.

творческий потенциал сотрудниковПо версии Adobe, был обнаружен так называемый «global creativity gap» (глобальный недостаток креативности»). Оказалось, что восемь опрошенных из десяти считают, что для выхода из мировой экономической депрессии критично раскрывать творческий потенциал сотрудников, однако в целом сами сотрудники не чувствуют, что могут себе это позволить. 75{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} сказали, что находятся под постоянным давлением на работе, где они должны быть больше продуктивными, чем творческими. Более половины опрошенных видят причину низкого уровня развития творческих способностей у людей в современных системах образования (детские сады, школы, вузы), которые подавляют творчество «на корню». Другие верят в миф, что творчество ― это дар, данный не всем.

Обучение персонала через искусство

Данные eYeka похожи на результаты Adobe, однако есть хорошая новость! На вопрос: «Cчитаете ли вы себя творческим человеком?» от 61,7 до 78,5{7e75bbf692d0706a59efaf3a916fef05c73d43bd1c4c02c036a6b4331ef6621b} в разных странах люди ответили «Да!».

Обучение персонала через искусство в корпоративных университетах ― актуальный и логичный шаг в такой ситуации. Ведь и HR-специалистам, и сотрудникам компаний есть чему поучиться у художников, которые могут стать катализаторами развития компаний. И даже если по разным причинам примерно с третьего класса школы современные менеджеры не держали в руках кисточку, им придется преодолеть дискомфорт и примерить на себя роль художников, если они, конечно, хотят оставаться в форме и перейти на следующую ступень эволюции. Это не стоит понимать буквально. Однако творческие бизнес решения смогут не только дать качественно новые результаты компаниям, но и мощный толчок к развитию глобальной экономики.

Достоевский считал, что «Красота спасет мир!». А может быть, красота спасет бизнес, чтобы спасти мир? «Через красивое ― к человечному!», говорил Сухомлинский. А что, если от красивого бизнеса ― к красивому обществу?

«Левое» vs«Правое»

Лучше всего человек учится через эмоционально окрашенную и затем осмысленную деятельность Если это так, то самыми образованными людьми должны считаться те, у кого развита интуиция, кто имеет больше всего впечатлений и наибольшую полноту и глубину личного опыта, который они способны затем анализировать с помощью логики.

индустриальный век обучение персонала

Традиционные «левополушарные» форматы корпоративного обучения хорошо вписывались в индустриальный век и уходящий информационный ― века популярности научной картины мира и монополии логических методов познания. Расцвет корпоративного тренинга пришелся на вторую половину XX века. Жизненный цикл этого метода обучения сегодня почти завершен. Почему?

Во-первых, традиционный тренинг основывается на прошлых (лучших) практиках. Но в эпоху, когда знания мгновенно устаревают, пока разрабатывается программа с описанием лучших практик и алгоритмов, все уже давно поменялось. Гораздо более выгодно учить людей умению учиться самостоятельно и развивать их способность быстро реагировать на будущие изменения.

Во-вторых, традиционный тренинг очень затратный! Каждые 8-12 человек компании нужно отрывать от работы на два-три дня, чтобы обучать их тому, что по окончании программы будет уже не так актуально. Какой в этом пресловутый коммерческий интерес бизнеса?

В-третьих, как у инструмента изменений, у традиционного тренинга очень ограниченная эффективность. Обучая людей через логику, мы закладываем в них знания. А ― это всего лишь выводы. Для того чтобы происходили реальные изменения в поведении на работе, необходимы эмоции. Ведь они и вызывают действия! Распространенный миф о том, что за два-три дня можно сформировать навык ― это просто попытка продать тренинговые услуги. Навык формируется в процессе осмысленной реальной деятельности. Как говорил Стивен Кови, видение (эмоции) человека определяет его поведение, которое автоматически ведет к результатам в работе. Хочешь быть лидером, клиентоориентированным человеком, творческой личностью? Будь им. А вот сделать выбор в сторону того, чтобы им стать, поможет искреннее желание и понимание «Зачем?»!

В-четвертых, традиционные тренинги и тренеры ― прототипы уроков и учителей в школе. «Школьность» не только сегодня имеет плохую репутацию среди взрослых учащихся, но и никак не годится для развития творческого потенциала сотрудников. Ведь стандартная парадигма тренинга ― научить «как надо», тем самым вогнав участников в еще большие «рамки», тогда как в «эру художника» им нужно как раз «за них» выходить.

Таким образом, для современных корпоративных университетов жизненно важно искать новые формы и методы обучения, которые помогут создавать реальные конкурентные преимущества для компаний. Такие решения должны:

  • Быть экономичными (по времени и стоимости), экологичными и долгосрочными по эффекту
  • Быть нацеленными не на изучение лучших (прошлых) практик, а на развитие способности быстро адаптироваться к будущим изменениям
  • Быть индивидуальными и добровольными для каждого сотрудника. Решения должны передавать ответственность сотрудникам, запускать механизм саморегуляции организации, все больше соответствуя концепции самообучающейся организации (learning organization
  • Развивать творческое мышление и умение учиться у сотрудников вне зависимости от решаемой задачи
  • Вызывать эмоции и быть, конечно, красивыми!

Искусство как метод познания

Альберт Энштейн говорил: «Наибольшей любви заслуживают те, кто больше всех сделал для облагораживания человечества и жизни людей. Это относится прежде всего к великим художникам и в меньшей степени к великим ученым… Облагораживает не результат научного исследования, но стремление понять, духовная работа при творчестве и восприятии».

Искусство, как метод познания, основанный на интуиции, является сегодня идеальным инструментом изменений в организациях, потому что:

  1. Оно ― экономично. За секунду одним образом (через «правое полушарие») можно передать тысячам людей то, что можно годами передавать словами и фактами единицам (через «левое полушарие»).
  2. Подлинное, оно эмоционально и красиво, а потому действенно и долгосрочно по эффекту (оставляет впечатление на всю жизнь).
  3. Оно не навязывает «как надо», а ставит вопросы и призывает зрителя к со-творчеству, развивая такие необходимые сегодня в бизнесе интуицию и воображение.
  4. Оно помогает делать прогнозы на будущее, осознавать настоящее и анализировать прошлое, подключая логику и развивая умение учиться. Ведь то, что в искусстве зарождается сегодня, станет мейнстримом через примерно пятьдесят лет. Как сказал Стив Зейдс, CEOLongHaymesCarr: «Современное искусство ― это R&D лаборатория будущего».

«Лирика» лучших корпоративных университетов России и мира

Существуют коллекционеры и искусствоведы, которые раньше других понимают, что вот этот молодой художник ― гений. Есть люди в организациях, которые не только способны увидеть возможности для создания конкурентных преимуществ своей компании, но и убедить «левополушарный» менеджмент пойти на «правополушарный» эксперимент!

В компанииIBS, например, появилась потребность вступить с сотрудниками в диалог на тему их самореализации и смысла работы в компании. Было понятно, что стандартными методами, вроде презентаций и тренингов, этот диалог будет начать сложно, тем более что большая часть сотрудников компании ― это представители поколения Y, то есть молодежь. И они обратились к искусству, создав вместе с современными художниками, писателями, фотографами, актерами и музыкантами уникальный обучающий АРТ-объект «Желание лететь», который в итоге прошли 256 человек (сотрудники, друзья и родственники сотрудников, клиенты и партнеры компании) за три дня мероприятия. В результате эксперимента Корпоративный Университет IBS в краткосрочной перспективе сразу получил увеличение заявок на обучение, повысил лояльность сотрудников и клиентов и закрепил за собой имидж инновационной компании на рынке, а в долгосрочной перспективе создал мощное конкурентное преимущество в виде сотрудников, которые хотят «учиться учиться»! Наталия Ечкалова, директор Корпоративного Университета IBS: «Проект, безусловно, удался. Предложенный формат оказался очень органичен для корпоративной культуры IBS. Мы готовы и дальше работать с ним и решать уже другие задачи».

Для быстрого выхода из кризиса отделению компании Unilever в Великобритании требовалось создать творческую среду, в которой бы сотрудники могли разработать радикально новые идеи продуктов и их продвижения. И они разработали долгосрочную программу развития под общим названием «The Catalyst». В ходе программы сотрудники побывали в роле кураторов выставок, создавая в офисе экспозиции картин современных художников. А для того чтобы дать персоналу обратную связь, была приглашена группа актеров, которые провели время в офисе, наблюдая за происходящим, а потом в форме пьесы они показали, как начальники общаются с подчиненными, как разрешаются конфликты и проходят совещания.

ВТБ банк ежегодно проводит День открытых дверей ВТБ, приглашая на практику студентов экономических вузов Москвы. Для того чтобы заинтересовать и привлечь лучшие кадры поколения Y, на одном из таких мероприятий было создано обучающее АРТ пространство, центральной частью которого стала инсталляция «Бермудский Четырехугольник», ставшая зоной размышления о карьере. Любовь Гвоздилина, экс-руководитель службы корпоративного обучения ОАО Банк ВТБ: «Было приятно слышать от взыскательных молодых людей, что в этом году мы их особенно удивили. Мы не развлекали, а увлекали, и наши будущие коллеги поддержали нас в диалоге о профессии и карьере».

Наука и искусство объединились в исследовательском центре компании Xerox в Силиконовой долине, где в рамках программы «Artists-in-Residence» художники работали в парах с исследователями. Результатом этого взаимодействия стали новые произведения искусства и научные инновации.

Когда в WorldBank создавали Систему Управления Знаниями, возник конфликт между командой, которая создавала контент, и группой технологов. Они не понимали потребностей друг друга. Для этого была организована специальная сессия, в ходе которой ведущий визуализировал конфликт через специально подобранные образы и метафоры. Этого было достаточно, чтобы конфликт был разрешен.

Примеры «лирических» решений этих компаний поражают не только своей красотой, но и результатами. Интересно, что все упомянутые кейсы привлекли внимание бизнес школ, деловых СМИ, по ним написаны статьи и книги, ведутся научные работы в России и мире.

***

Подведем итоги. Очень скоро, как писал Дэниэль Пинк в книге «Целый новый ум. Людям с правополушарным мышлением принадлежит будущее», искусственный интеллект и готовые методики подешевеют, а вот творческие решения, не поддающиеся беспощадной компьютерной логике, станут основой успешного бизнеса. Для того чтобы достойно отреагировать на изменения, компании могут обратиться к искусству. Умение «читать», «писать» и «говорить» на языке художника станет преимуществом в конкурентной борьбе. Ведь художник ― изначально философ и мыслитель, а живопись ― это его «код». Познание мира через искусство ― это практически незадействованный инструмент анализа прошлого, осознания настоящего и прогнозирования будущего. Почему бы бизнесу не научиться читать этот «код»? Искусство сегодня также является ролевой моделью для бизнеса, потому что современный менеджер слаб именно в том, в чем преуспевает художник. Почему бы корпоративным университетам не помочь своим менеджерам войти в роль творческого человека? Секрет успеха в «эру художника» ― это синергия «физики», «лирики» и «экономики». А если вы в этом сомневаетесь, почитайте Антуан де Сент-Экзюпери.

искусство как способ обучения«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?». Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?». И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», ― они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», ― и тогда они восклицают: «Какая красота!»…

И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр. Вот еще и поэтому я купил ящик с красками и цветные карандаши. Не так это просто ― в моем возрасте вновь приниматься за рисование, если за всю свою жизнь только и нарисовал что удава снаружи и изнутри, да и то в шесть лет!».

(Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц», 1943)



About the Author:

admin

Отправить ответ

avatar