Черные дни Петербургской биржи

Юрий Голицын, руководитель Историко-информационного центра ММВБ, кандидат исторических наук


В 90−х годах XIX века экономика Российской империи переживала бурный рост. Появлялись новые промышленные предприятия, активно строились железные дороги, в страну пришли иностранные инвесторы. И хотя сельское хозяйство такими же темпами не росло, рост экспорта производимой им продукции способствовал притоку в Россию валютной выручки.

Была успешно проведена конверсия облигаций государственных займов. В 1895–1997 годах в России была осуществлена денежная реформа. Рубль начали обменивать на золото, он стал устойчивой конвертируемой валютой. Это сразу привлекло зарубежных биржевых игроков. Ведение крупной биржевой игры облегчалось и тем, что портфели многих коммерческих банков, особенно столичных, были перегружены вкладами, которые использовались для облегченной выдачи ссуд, предназначенных для игры на бирже, под залог ценных бумаг.

Но во второй половине 1898 года на рынке почувствовалась нехватка денежных средств. Банки сокращают объем ссуд под залог акций и облигацийторгово-промышленныхпредприятий. Иностранцы начинают продавать российские ценные бумаги и выводить деньги из страны.

В августе 1899 года последовали первые крупные крахи — фон Дервиза и Мамонтова, двух крупнейших предпринимателей и меценатов, владельцев многих крупных компаний и банков, обороты которых составляли десятки миллионов рублей.

Эти банкротства вызвали на бирже панику, и в конце сентября последовало общее падение биржевых котировок. Особенно резко они обрушились 23 сентября — в «черный день» Петербургской биржи.

Финансовый кризис

За несколько кризисных лет на Петербургской бирже курс акций  Путиловского завода упал на 67,1%  (если сравнивать самый высокий курс 1899 года и самый низкий 1901−го и 1902 годов),  Сормовского — на 74%, Русско-Балтийскоговагоностроительного — на 63,4%,  Брянского рельсопрокатного — на 86,5%,  Бакинского нефтяного общества — на 67,4%, Юго-Восточнойжелезной дороги — на 52,6%, Санкт-Петербургского учетного и ссудного банка — на 59,3%,  Русского для внешней торговли банка — на 45,9%.

Примерно то же самое происходило с курсами бумаг российских предприятий на зарубежных биржах. На Парижской и Брюссельской биржах с октября 1899−го по октябрь 1901 года падение курсовой стоимости акций  50 металлургических и механических заводов составило в среднем 50%,  18 каменноугольных — 46%,  6 стекольных — 80%,  7 газовых и электрических — 64%,  8 строительных — 65%.

В абсолютных цифрах это выразилось в снижении курсовой стоимости бумаг с 1,3 млрд до 536 млн франков.

В России резко уменьшается число открываемых акционерных обществ. Если в 1899 году было учреждено 325 компаний, то в 1902 году — только 78. Начинаются банкротства банков. В 1901 году были ликвидированы Харьковский торговый,  Екатеринославский коммерческий, Петербургско-Азовскийбанки.  Вот что писали деловые газеты того времени:

«Мы переживаем кризис, развитию которого не предвидится конца. Торговые бюллетени приносят нам с каждым днем все новые и новые понижения самых солидных ценностей». «На бирже с каждым днем становится все хуже и хуже, положение приобретает положительно угрожающий характер». «Платежи приостанавливаются, торговые заведения останавливаются, фабрики и заводы сокращаются или прямо закрывают работу».

Промышленные сложности

В начале кризиса показатели большинства отраслей добывающей и тяжелой промышленности России еще росли, но это был скорее рост по инерции. В скором времени положение значительно осложнилось. Из сферы финансов кризис переместился в промышленность.

Из металлургических предприятий, действовавших в 1900 году,  50 (около одной пятой от общего количества) к 1904 году были закрыты. А поскольку и в годы кризиса в строй вступали новые заводы, цеха и шахты, то количество бездействующего оборудования выросло до невиданных в истории страны размеров. По оценкам предпринимательских организаций,  чугуноделательные заводы Юга России работали в 1903 году с 43−процентной нагрузкой,  около половины доменных печей бездействовало. Мощность сталелитейных заводов была в 1903 году на 60% выше фактического производства. Донецкие угольные копи работали в 1902–1903 годах с нагрузкой около 60%,  коксовые заводы и криворожские железные рудники — около 40%.  Такая ситуация сложилась из-за отсутствия финансирования,  прежде всего иностранного.

Резко сократилось железнодорожное строительство. Если в 1899 году в эксплуатацию было принято 5248 км железных дорог,  то в 1903 году — лишь 763 км.  В результате происходит значительное и длительное падение производства рельсов, паровозов и вагонов.  Прокат рельсов достиг докризисного уровня лишь в 1909 году,  а выпуск товарных вагонов и платформ — только в 1915−м.

Впрочем, в некоторых отраслях положение было лучше. Так, в нефтяной промышленности кризис хотя и спровоцировал падение цен, объем добычи уменьшен не был. Если в апреле 1900 года максимальная цена пуда сырой нефти составляла 17,9 копейки,  то в марте 1902 года она опускается до 10,4 копейки , а в январе 1902 года — до 4,6 копейки.  Несмотря на столь резкое снижение,  нефтепромышленники не спешили сворачивать добычу. По сравнению с 1899 годом рост добычи в 1900 году составлял 9,8%,  в 1901−м — 22,8%,  в 1902−м — 16%,  в 1903−м — 8,9%.

Отсутствие централизованной статистики труда не дает возможности увидеть целостную картину изменения положения рабочих в период кризиса. Но данные по отдельным отраслям производства можно использовать. Только с железных рудников и предприятий черной металлургии к 1903 году были уволены почти 100 тыс. рабочих,  то есть практически каждый четвертый.  Железорудная промышленность сократила состав рабочих более чем вдвое.  По официальным данным фабричной инспекции,  только в горнозаводской промышленности в 1900–1903 годах было закрыто 3088 фабрик и заводов и уволено 112,4 тыс. человек.  Но приведенные цифры не дают полной картины.

Безработица захлестнула все промышленные центры страны. В Николаеве насчитывалось 2 тыс. уволенных фабричных рабочих,  в Екатеринославской губернии — 10 тыс.,  в Юзовке — 15 тыс. По сообщениям прессы, «в Шуйско-Ивановскомрайоне одни фабрики распустили половину рабочих,  другие продолжают работать с сокращением на две трети против нормального порядка.  Заработная плата понижена на 30 процентов».

Снижение заработной платы на 20–30% характерно практически для всех отраслей промышленности.

Еще одним способом сократить расходы на персонал были различные штрафы. По сообщениям фабричных инспекторов,  в 1901 году каждые 100 рабочих были оштрафованы 199 раз,  в 1902−м — 228 раз,  в 1903−м — 234 раза,  в 1904−м — 239 раз.

Положение рабочих значительно ухудшилось и за счет возросших цен на продовольствие. Наиболее резко — на 14% по сравнению с докризисным уровнем — повысились цены на все товары в 1901 году. Хлебные продукты подорожали на 6%,  продукты животноводства — на 15,3% . На следующий год цены на хлеб поднялись еще на 3,6%,  а продукты животноводства подорожали на 6,5%.

Правительственная помощь

Российское правительство пыталось помочь отечественной промышленности, смягчив последствия экономического кризиса. Одной из первых и наиболее решительных мер было установление запретительных пошлин на ввоз импортного металла.  Если в 1898 году в Россию было ввезено 30,5 млн пудов черного металла,  то в 1900−м — 10,3 млн пудов,  а в 1903−м — 5,1 миллиона. Это несколько облегчило положение российских металлургических заводов, но кардинально ситуацию все же не изменило.

Еще одним способом правительственной поддержки отечественной металлургии были крупные казенные заказы,  позволившие некоторым заводам не только покрыть убытки,  но и получить высокую прибыль. Насколько велика была эта помощь, можно видеть по стоимости продукции, поставлявшейся государству. Так,  цена рельсов по казенным заказам в 1898–1899 годах была определена в 1,12 рубля за пуд при стоимости на заводах 0,60–0,65 рубля.  В 1900–1901 годах, когда чугун подешевел,  цена рельсов была повышена до 1,25 рубля за пуд, на рынке же они стоили 0,8 рубля.

По расчетам современников, в 1901 году заводам по казенным заказам казна переплатила: за рельсы — 7 млн рублей, за вагоны — 5,4 млн рублей, за паровозы — 2,8 млн рублей. Всего 15,2 млн рублей. Но подобные милости получали далеко не все. Из 70 акционерных металлургических предприятий за четыре года кризиса было ликвидировано 18 (около 25%).

В условиях сокращения иностранных инвестиций российское правительство старалось собственным авторитетом помочь частным железнодорожным компаниям получить займы на европейском рынке. В июне 1899 года Министерству финансов удалось разместить в Лондоне четырехпроцентный облигационный заем общества Московско-Виндаво-Рыбинскойжелезной дороги на 2,975 млн фунтов стерлингов. Летом 1901 года при содействии немецких банкиров Блейхредера, Мендельсона и других министр финансов Сергей Витте договорился в Берлине о размещении облигацийВаршавско-Венской железной дороги (первоначально на 24 млн рублей).

В 1902 года российское правительство подписало договор с синдикатом немецких банкиров о размещении на немецком рынке государственного займа в счет русской доли китайской контрибуции. Нарицательный капитал займа составлял более 180 млн рублей. Новый заем предназначался на «возмещение убытков частных лиц и учреждений и выдачу ссуд частным железнодорожным обществам». Основные средства должны были поступить Китайской Восточной железной дороге, остальные — еще пяти железнодорожным обществам. При этом значительная часть выделенных частным железным дорогам 4,5−процентных ссуд должна была вернуться в Государственный банк в счет погашения «временно заимствованных» у него этими компаниями сумм.

В годы кризиса Государственный банк стал широко выдавать крупным промышленникам и банкирам так называемые внеуставные (не предусмотренные действовавшим тогда уставом Госбанка) ссуды. Такие ссуды выдавались с разрешения императора по специальному представлению министра финансов и имели строго секретный характер. Министерством финансов был принят еще целый ряд стимулирующих мер.

В конце 1903 года наметился выход из кризиса, но рост был свернут начавшейся в феврале 1904 годарусско-японскойвойной и революционными событиями 1905–1907 годов.



About the Author:

admin

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.