Экономическая теория и практика управления: преодоление разрыва

Александр Шиляев, опубликовано на сайте Стокгольмской школы экономики


Из предыдущих статей данного цикла мы уже могли видеть, что подобная ситуация возникла с теорией управления и кибернетикой. Отчасти понятны и причины такой неуживчивости: «нежелание» кибернетики изучать системы как таковые, с одной стороны, и неудачи в доказательстве практической состоятельности собственных постулатов, с другой. Возможно, это обусловлено тем, что кибернетика еще не до конца избавилась от телеологических воззрений. Но как бы там ни было, кибернетика не явилась исключением. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в отношении других наук, в том числе экономики. Здесь мы попытаемся дать краткое объяснение этому факту, а также показать на примере теории фирмы и экономики информации путь, пройденный научной мыслью за последние несколько десятилетий, и значение этих работ для практики. <p >Сразу отметим, что внешне академическая наука не выглядела сильно опечаленной от отсутствия внимания со стороны нарождающихся профессиональных управленцев и бизнесменов, продолжая продвигаться своим привычным путем, а именно – стараясь докопаться до самой сути вещей. В этом принципиальное отличие от подходов, исповедуемых кибернетикой. Некая обособленность от практики вполне может быть объяснена сложностью изучаемых явлений.<p >Очевидно, что долгое время господствовавшая в экономике неоклассическая теория с ее постулатами «всеобщего совершенства» не могла не оказать влияния на разрабатываемые модели и инструменты (см. таблицу 1).

Таблица 1

Постулаты неоклассической теории

Модели и теории, основанные на этих постулатах

Информация совершенна и доступна всем агентам в равной степени Теорема Миллера-Модильяни
Проблемы принуждения в экономике не существует Модель оценки финансовых активов (САРМ)
Существует возможность составления полного и совершенного контракта Портфельная теория
Существующие рынки конкурентны Общая теория равновесия
Существует полный набор рынков

Несомненно, многие из данных постулатов служили вынужденными допущениями, принятыми для удобства и простоты анализа. Тем не менее, подобные ограничения накладывали свой отпечаток на модели, используемые бизнесом для решения практических задач, что, в свою очередь, сказывалось на конечном результате. <p >Уже в первой половине ХХ века проблемы, которыми традиционно занимались экономисты, начинают привлекать внимание психологов, социологов, правоведов. И хотя инерция, заданная «неоклассическим» образом мышления, еще сохраняется, свежие идеи начинают овладевать сознанием экономистов.<p >Работы Ф. Найта, Р. Коуза, Ф.А. фон Хайека и многих других ученых послужили фундаментом для ряда научных школ. К середине ХХ века в виде отдельной ветви выделяется экономика информации, предметом исследования которой являются несовершенства информации, функционирование рынков в условиях несовершенной информации, а также поиск механизмов для преодоления этих несовершенств. Необходимость поиска новых инструментов анализа реальных, а не модельных, условий функционирования рынков и институтов (фирм) потребовали кардинального пересмотра всех постулатов, всех предпосылок неоклассической теории, всех микрооснов доминирующих теорий. Сравнительный итог такого пересмотра представлен в таблице 2.

Таблица 2

Фактор

Неоклассическая теория

Экономика информации

Информация совершенна и доступна всем агентам в равной степени

Да

Нет

Проблемы принуждения в экономике не существует

Да

Нет

Существует возможность составления полного и совершенного контракта

Да

Нет

Существующие рынки конкурентны

Да

Нет

Существует полный набор рынков

Да

Нет

Трансакционные издержки существуют

Нет

Да

Теперь кажется удивительным, что на протяжении стольких лет экономическая теория пренебрегала информационными проблемами – в первую очередь, асимметричностью информации, но также и свойствами публичного товара, присущими информации и не позволяющими инвестору полностью присвоить доход от инвестиций в нее, тогда как они повсеместны и универсальны и являются едва ли не единственными причинами, приводящими к несовершенству рынков.<p >В это же время бурное развитие получает теория фирмы. И если в неоклассической теории все объяснение существованию фирмы и ее функционированию давалось с позиций производственной функции и, естественно, с позиций маржиналистского подхода, то последующие работы приводят к появлению целого ряда взаимодополняющих теорий. На сегодняшний день существует несколько подходов к классификации теорий фирмы. В таблице 3 в сокращенном виде приводится одна из таких классификаций, по версии Н. Фосса (см. таблицу 3).

Таблица 3

Модель «неполных контрактов»

<p >Фирма как система трудовых отношений <p >Коуз, Саймон
<p >Теория коммуникаций в иерархиях <p >Маршак, Раднер, Аоки
Фирма как единица владения Гроссман, Мур и Харт
Фирма как механизм власти Вильямсон
Теория подразумеваемого контракта Бэйкер, Гиббонс, Мерфи

Модель «заказчик-исполнитель»

Фирма как набор контрактов Алчиан, Демсец, Дженсен, Меклинг
Фирма как решение проблемы морального риска в командах Алчиан, Демсец, Холмстром
Фирма как система вознаграждений Милгром, Холмстром

Внимание к фирме со стороны специалистов из других, нежели экономика, областей приводит к появлению новых теорий.

Параллельное развитие теории фирмы и экономики информации явилось, видимо, логическим и предопределенным условием их взаимного успеха. В результате это позволило Дж. Стиглицу утверждать, что современная теория фирмы выступает основой для новой общей теории равновесия. В свою очередь, теория асимметричной информации служит фундаментом для теории фирмы, которую подпирают теория корпоративных финансов, теория корпоративного управления и теория организационного дизайна (схематично см. рисунок).

теория корпоративного управления, теория организационного дизайна

Теория фирмы и экономика информации позволили ответить на многие вопросы, долгое время беспокоившие как теоретиков, так и практиков. В частности, значительные успехи были достигнуты в вопросах создания более эффективных систем стимулирования, преодоления проблем, связанных с риском недобросовестности и неблагоприятного отбора. В свою очередь, лучшее понимание природы данных несовершенств послужило толчком для создания более эффективных систем корпоративного управления. Работы по экономике информации все с большей очевидностью свидетельствуют о необходимости восприятия информации как ценного экономического ресурса, и исходя из этого, внедрения соответствующей практики управления информацией.

Понимание глубинных принципов, лежащих в основе взаимодействия всех субъектов рынка, позволяет принимать более рациональные решения по вопросам направления реструктуризаций, интеграции и диверсификации, решений о целесообразности производства или аутсорсинга и т. д.

Итак, почва для преодоления разрыва подготовлена. Дело за малым – за желанием.



About the Author:

admin

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar