2014: ЧТО И КАК В БЮДЖЕТЕ РФ

Бюджет РФ и не только

Анализ, размещенный ниже, выиграл Первый Всероссийский конкурс по открытым финансовым данным BudgetApps. Смотрите сами!

Большие данные — веление нашего времени!

Компании накопили настоящие залежи информации — и их обработка может принести им колоссальную выгоду! Тот, кто научится делать это первым, снимет все сливки с рынка.

Но компании не знают, как это делать.

Мы решили воспользоваться Первым всероссийским конкурсом по открытым финансовым данным, объявленным Министерством финансов для разработчиков и журналистов — и на примере обработки данных о расходах федерального бюджета показать, какой колоссальный объем значимой информации можно получить самыми простыми средствами — сводными таблицами Excel и инфографикой. А в других разделах сайта мы покажем возможности более серьезных инструментов.

Данные Министерства финансов как образцовый образец

Нам хотелось показать, что дает руководителю обработка больших данных. Нужен пример! Самая частая проблема — бюджет, а потому самый яркий пример — госбюджет. Ведь если получится с ним, то с бюджетом предприятия получится наверняка!

Поэтому мы решили воспользоваться поводом — Первым всероссийским конкурсом по открытым финансовым данным, объявленным Министерством финансов для разработчиков и журналистов.

Среди его задач – популяризация использования открытых данных Минфина России… Повышение прозрачности и доступности финансовой информации… Повышение финансовой грамотности населения и т.д. Это ровно то же самое, что требуется компаниям с позиций бюджетного управления: популяризация бюджета как инструмента управления, обеспечение прозрачности и доступности финансовой информации, повышение финансовой грамотности персонала.

Замысел анализа бюджета РФ в 2015 г. заключался в том, чтобы не только с разных сторон посмотреть на расходы госбюджета, но и показать инструменты и способы обработки массивов данных:

Бюджет 2015: интересуемся расходами

Сами бюджетные формы, отобранные в качестве примера, практически аналогичны бюджетным формам компаний, которые они могут получить из учетной (бухгалтерской, которая есть у всех!) системы – это данные о расходах федерального бюджета за текущий 2014 год в редакции января 2014 г. и план расходов на 2015-16 гг. в редакции января 2015.

По каждому расходу указаны «кто» (2 атрибута), почему (2 атрибута), на основании чего (6 атрибутов), направление расходования (2 атрибута), цель расходования (2 атрибута), что именно оплачивается и еще целый ворох данных. Они все нужны, но уж слишком их для одного взгляда много. Т.е. все как в бюджете средней или крупной компании. Так что параллели вполне корректны.

Мы уважаем Минфин — но рядовой необученный воспринять это не в состоянии. Это, кстати, не полный скриншот планового реестра расходов, 12 граф справа остались «за кадром».Эти данные нужно корректно укрупнить, причем в нескольких разрезах, а потом представить в виде, удобном для восприятия и анализа динамики, структуры, причем на разных уровнях.

Начинаем укрупнение данных

Первое, что требуется подобному массиву данных, — сделать его менее детальным, но сохранить возможность «провалиться» в нужную детализацию. Для этого создается классификация: выделяются основные характеристики и, соответственно, значения этих характеристик. Массив делится на элементы, характеристики которых соответствуют выделенным значениям.

Звучит сложно, на деле просто.

Например, по отношению к федеральному бюджету представляют интерес по аналогии с бюджетом предприятия (1) социальная сфера, в которую направляются средства, (2) вид расходов и (3) основание расходования средств. Почему эти? Потому что даже на предприятии важно, какая сфера бизнеса требуется расходов, являются ли эти расходы текущими (по статьям, конечно) или капитальными и почему мы должны эти расходы нести – по договору, по закону, по экстренной необходимости и пр. Для государственного бюджета это тоже основа понимания!

Есть, конечно, и другие важные характеристики, но этих трех уже хватает для значимых выводов и решений.

Итак, классификация расходов федерального бюджета РФ (на январь 2015):

Уже на этой стадии аналитик видит – по крайней мере, намечает себе – требующие внимания характеристики и особенно их комбинации.

Повышенное внимание может быть обусловлено ситуативно (допустим, сегодня нас больше всего интересует культура, завтра – развитие трудовой сферы) или связано с доказанным или предполагаемым риском. Скажем, расходы на ИТ, капитальные ремонты, пополнение оборотных средств – частая почва коррупции (в крупных компаниях, к сожалению, тоже). Субсидии и субвенции требуют последующего контроля, равно как и бюджетные инвестиции. И т.д.

С комбинациями еще интереснее:

  • Сколько сделано «иных» выплат госслужащим на каждом юридическом основании?
  • Каковы основания для закупок в сфере ИТ, капремонтов и т.д.?
  • Как распределяются по социальным сферам расходы на компенсации по суду?
  • Как распределяются расходы по НИР по сферам и основаниям? И т.д.

«Особые» характеристики рекомендуется выделить цветом или фоном в пояснительной таблице или на схеме (у нас они помечены символами внимания или опасности), а «особые» комбинации – записать. Еще раз обращаем внимание читателей на то, что рискованные элементы остаются таковыми для всех или для многих, а «особо важные» могут меняться даже для одного и того же аналитика в разные моменты времени, и уж тем более для разных аналитиков.

Вести укрупнение большого массива тоже предлагается по определенной технологии, а именно – рассортировав имеющийся детализированный список по полученным элементам. Удобно делать это при помощи софта для интеллект-карт, напримерXMind (однопользовательская версия бесплатная,  хотя с ограниченной функциональностью) или MindJet Manager (с помощью ее пробной версии сделана классификация расходов выше) – как при первоначальной сортировке, так и при изменениях. Можно использовать онлайн-сервисы – вот тут сортировка массива в Mindomo, а здесь – в Mindmeister-е.

После сортировки на нужную графу устанавливается фильтр, из выпадающего списка выбираются соответствующие позиции, после чего в добавленную графу с характеристиками автоматически копированием вносится нужное значение:

Но наверняка возможны и другие инструменты – тут главное избавить персонал от поштучной сортировки многотысячных списков. Добьемся не только повышения точности результата и скорости работы, но и мотивации персонала.

По той же технологии укрупняются списки расходов до статей и списки правовых оснований до типов.

Уже проще, не так ли? Хотя ничего пока не видно. Поэтому переходим к визуализации.

Исследуем динамику

И вот теперь переходим к инфографике. В нашей работе использовался сервис Infogr.am, но он, конечно, не единственный. Но удобный. И с нужным бесплатным функционалом, а именно – загрузкой HTML-кода готовой иллюстрации. Чем он лучше, почему он? Потому что при использовании статичных иллюстраций и уж тем более таблиц глаз не замечает то, что отчетливо видно при движении картинки.


И вот теперь переходим к инфографике. В нашей работе использовался сервис Infogr.am, но он, конечно, не единственный. Но удобный. И с нужным бесплатным функционалом, а именно – загрузкой HTML-кода готовой иллюстрации. Чем он лучше, почему он? Потому что при использовании статичных иллюстраций и уж тем более таблиц глаз не замечает то, что отчетливо видно при движении картинки.

Мы специально на нашем сайте используем инфографику разного дизайна, чтобы читатели увидели / почувствовали влияние «обрамления» на восприятие содержания.


Результат – понятные и убедительные графики, позволяющие реально одним взглядом улавливать важные закономерности.

Вот, смотрите:

Оцениваем динамику общей суммы расходных обязательств федерального бюджета – и отчетливо видим, что они (1) растут по общей сумме и (2) растут за счет межбюджетных перечислений и чего-то еще. Чего? Это важно, и мы к этому вернемся.

Если убрать межбюджетные перечисления, то расходные обязательства федерального бюджета РФ год назад планировались на три года вперед на одном и том же уровне (9 трлн. руб. с небольшим). Сейчас ситуация иная – значит, есть смысл глянуть, как изменились планы, как учтены в них последствия важнейших событий 2014 г.:

  • Расходы 2014 г. по факту увеличились на 10,3% по сравнению с планом;
  • Прирост плана расходов 2015 г. по сравнению с планом 2014 г. составляет, однако, всего лишь 2%, т.е. по ряду статей/субъектов предпринимаются ограничительные меры;
  • По расходам 2016 г. – аналогично, т.е. политика носит как минимум среднесрочный характер. Даже если расходы потом и будут пересмотрены, «генеральная линия» расходов таки далека от раздувания.

Динамику посмотрели — но дьявол, как положено, в деталях. Внутри. Поэтому переходим к структуре расходов.

Соединяем динамику со структурой

Вернемся к изменениям структуры расходов федерального бюджета за 2014-16 гг. Для анализа одновременно и динамики, и структуры графиков не всегда хватает, даже движущихся. Поэтому рекомендуется использовать таблицы, к данным которых применено условное форматирование – в частности, выделен рост (зеленый фон) и сокращение (серый фон) значений, а также символы, отражающие величину каждой строки в общей сумме. Если к тому же выделить рискованные или важные разделы, то получаем высокоинформативный результат:

Что мы видим?

  1. Бюджетные инвестиции растут в 2015 г., потом сокращаются. Если есть интерес к этой статье, возвращаемся к таблице исходных данных и смотрим, в чем заключаются госинвестиции, как распределяются по сферам, на каких основаниях производятся (инфографика #1) – наблюдения и интерпретацию наши читатели могут сделать сами, там все логично);
  2. Взносы в международные организации в 2016 г. неожиданно сокращаются, значительная их доля относится к финансовой сфере;
  3. Платежи по международным соглашениям остаются более или менее постоянными – равно как и многие другие статьи: выплаты госслужащим, «иные» дотации, расходы на ИТ и компенсации по судебным решениям, налоги госучреждений, субсидии на недвижимость и «неопознанные», т.е. без дополнительных пояснений, субсидии и субвенции. Перечисленные статьи мало того что почти постоянные, они еще и малы по отношению к итоговым цифрам бюджета. Правда, по абсолютному значению в сравнении с заработной платой цифры весьма внушительные, ну да Счетная палата об этом помнит;
  4. Самые крупные статьи – межбюджетные трансферты (растут), выплаты населению (растут, и это хорошо), пополнение оборотных средств (очень стабильная статья), субсидии на финансовое обеспечение (заметные колебания с большой вероятностью вызваны прямым счетом на графикам погашения кредитов).

Но этот уровень все-таки крупноват — давайте посмотрим, как добираться до каждой строчки бюджетных расходов.

Еще уровень вглубь

Посмотрим, что происходит в каждой социальной сфере – какова динамика расходов по различным юридическим основаниям? Это показывает следующая инфографика:

Наблюдения и выводы (далеко не все возможные)

  • В общей сумме расходов растут платежи по законодательным актам, в меньшей степени – по трудовым контрактам;
  • Расходы на госадминистрацию растут за счет госконтрактов (надо полагать, ранее заключенных) в 2015 г., потом сокращаются – можно в исходных данных прикинуть, какие контракты предполагаются;
  • Во внешней сфере растут расходы на трудовые контракты;
  • В здравоохранении сокращается объем субсидий – из инфографики … мы видим, что за счет сокращения выплат населению;
  • В сфере культуры, науки и образования растет объем субсидий – хотя сами расходы на культуру и науку ну очень скромные, если не сказать грубее;
  • Расходы на правоохранительную систему отличаются замечательной стабильностью – во всяком случае, в рассматриваемой версии января 2014 г.;
  • На природопользование – тоже, только цифры куда меньше;
  • Расходы на трудовые ресурсы растут в строгом соответствии с законодательными актами;
  • В соответствии с законодательными актами же дороже обходятся финансовые службы;
  • А вот расходы на экономику, самые значительные по общей сумме, отличаются разнонаправленной динамикой по своим составляющим: госконтракты и субсидии в 2015 г. растут, в 2016 – сокращаются; выплаты по закону в 2015 чуть сокращаются, а потом дают резкий рост. Есть смысл забраться в исходные данные и выяснить, от каких законов идет посыл! Теперь мы можем это сделать с пониманием задачи.

И так далее. Углубляться или уходить в строну – нужную, конечно – можно как угодно далеко и доходить до отдельной строки федерального бюджета. Надеюсь, читатели уже поняли алгоритм – если щелкали по инфографике и рассматривали таблицы.

Логика анализа бюджета предприятия ровно та же самая! Поэтому приобретенные при изучении этого материала навыки послужат вам много лет.

Инфографика «на закуску»

В этом разделе проекта мы разместим инфографику, которая была создана в ходе анализа планового реестра расходных обязательств федерального бюджета за 2014-16 гг., но не вошла в описание типового алгоритма обработки и визуализации данных.

Каждый образец инфографики содержит описание заложенной в него идеи или особенностей визуализации.

Мы предлагаем нашим читателям самим разобраться в результатах и составить свое суждение о том, как предполагается обращаться с федеральной казной!

А теперь – несколько интересных примеров инфографики по данным федерального бюджета, не вошедших в общую канву, но чем-то примечательных:

  1. Демонстрирующих структуру или динамику, или и то, и другое другими способами;
  2. Примеры детализации данных за отдельно взятый год — показывают, как «проваливаться» внутрь массива данных;
  3. Анализирующих отдельные, особо примечательные разделы планового реестра расходов — резервы федерального бюджета или расходы на администрацию государства как таковую;
  4. Образцы применения необычных типов графиков с объяснениями, когда их необычность к месту, а когда — не очень.

Пристальный взгляд на 2014 год

Приводим инфографику, которая позволяет детально рассмотреть 2014 год. По этому же алгоритму можно анализировать любой другой год, конечно!

Взглянуть на закрома родины…

Бюджет РФ ежегодно формирует резервы — на их формирование напрямую направляется до 5% всех расходов и, видимо, еще сколько-то опосредованно. Автору того сайта как финансисту интересно, в какой форме и где хранятся эти средства — но об этом в плановом реестре расходов информации нет и не должно быть.

Но зато есть информация о том, как резервы расходуются!

Смотрим:

А что у нас с расходами на администрацию?

Это, конечно, еще один предмет повышенного любопытства публики.

Инфографика дает нам возможность изучить изменения административных расходов от года к году или по годам:

Дополнительные наблюдения с необычными графиками

Очаровательный «treemap»

График, который показывает структуру чего-либо не привычным «пирожком», а квадратом или прямоугольником:

Экстравагантный «пирожок»



Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Позвонить нам