40 факторов трудовой мотивации

Олег Кулагин, / E-xecutive /


Разработал новую версию анкеты для оценки удовлетворенности сотрудников. Теперь вопросник включает 40 факторов (мотивов), способных повлиять на трудовую мотивацию или, напротив, демотивацию людей. Все факторы условно разделены на шесть групп: денежные, натуральные, моральные, организационные, патерналистские, управленческие. Денежные мотивы – это все, что связано с получением и зарабатыванием денег в организации. Натуральные мотивы – разнообразные материальные блага и льготы, которые человек гарантированно получает или своим трудом достигает в организации. Моральные мотивы – это все, что связано с признанием заслуг, ростом статуса и уважения, созданием положительного эмоционального климата в организации. Организационные мотивы – это факторы, связанные с самой работой, ее характером и содержанием, организацией труда на предприятии. Патерналистские мотивы – стабильность, гарантии, внимание, забота о сотрудниках. Управленческие мотивы – возможность влиять на результаты своего труда и работы организации, участие в управлении предприятием.

Помимо этого, все мотивирующие факторы могут быть разделены на внешние и внутренние, достижения и избегания.

Внешние мотивы – это вознаграждения, которые человек получает за результаты труда. Внутренние мотивы – это вознаграждения, которые человек получает от самого процесса труда, от характера и содержания работы. Мотивы достижения – это возможности приобретения, улучшения, достижения чего-либо. Это то, к чему люди стремятся. Мотивы избегания – это возможности удержания, сохранения, избегания потерь в том или ином смысле. Это то, что люди желают сохранить и не желают потерять.

kulagin01.jpg

Все факторы, включенные в анкету, перечислены ниже в таблице.

ДЕНЕЖНЫЕ МОТИВЫ

1

Должностной оклад, его размер и соответствие сложности работы.

2

Перспективы увеличения должностного оклада.

3

Постоянные надбавки за квалификацию, стаж работы, заслуги перед организацией.

4

Прозрачность и понятность системы оплаты труда; «белая» зарплата.

5

Отсутствие штрафов и удержаний из постоянной части заработка.

6

Оплата по результатам, премии; возможность не получать, а зарабатывать.

7

Дополнительный заработок в организации (участие в проектах, хоздоговора, гранты и др.).

8

Участие в собственности предприятия (процент от прибыли, дивиденды по акциям).

НАТУРАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

9

Гарантированные льготы от организации, состав социального пакета.

10

Материальные, но неденежные, вознаграждения за результаты труда (льготы, ценные подарки, путевки, обучение и др.).

11

Обучение и развитие за счет организации.

12

Физические условия труда, оснащенность рабочего места.

МОРАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

13

Неформальный статус, вес и влияние в организации, возможность его повышения.

14

Психологический климат, межличностные отношения в коллективе.

15

Значение и смысл работы, ее роль и полезность для других людей (потребителей, города, страны и т.д.).

16

Престижность организации, ее известность, имидж и репутация.

17

Стиль управления, личность руководителя, уважение и доверие к сотрудникам.

18

Корпоративная культура, общепринятые ценности, правила и нормы поведения в организации.

19

Интересные и радостные события в организации, корпоративные мероприятия, праздники, соревнования, традиции, совместный отдых.

20

Признание заслуг со стороны руководителей и коллег (моральные поощрения, ценные подарки, призы, почетные звания и др.).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОТИВЫ

21

Содержание самой работы, ее разнообразие, интересность.

22

Возможность творчества и самовыражения в работе.

23

Возможность профессионального роста в процессе работы.

24

Достаточно сложная и напряженная работа, требующая развития личной эффективности, качеств и способностей.

25

Самостоятельность и независимость в работе, отсутствие жесткого контроля.

26

Работа в команде, возможность общения и установления отношений с коллегами по работе.

27

Внешние социальные контакты, общение и взаимодействие с клиентами, поставщиками, партнерами компании.

28

Четкие требования к работе, внятно сформулированные служебные функции, цели и задачи работы.

29

Здоровая состязательность в коллективе, возможность взаимного сравнения результатов работы.

30

Адекватная рабочая нагрузка, реальные планы, нормальный режим труда и отдыха, свободное время (рабочий график, выходные, отпуск).

31

Общая организация труда в коллективе, порядок и дисциплина в организации, внутрифирменное взаимодействие, качество бизнес-процессов.

32

Получение информации о результатах, своевременная и четкая обратная связь.

33

Важность работы, ее влияние на конечные результаты работы организации (продукты, услуги).

ПАТЕРНАЛИСТСКИЕ МОТИВЫ

34

Забота и внимание со стороны руководителей.

35

Стабильность в работе, гарантия занятости, уверенность в завтрашнем дне.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МОТИВЫ

36

Возможность продвижения по службе, карьерный рост.

37

Занимаемая должность, положение в организации.

38

Достаточно широкие полномочия и ответственность, возможность лично влиять и отвечать за результаты своего труда.

39

Участие в обсуждении и решении проблем организации, учет мнений сотрудников, поддержка разумной инициативы.

40

Достаточно полное и своевременное информирование работников (о ситуации на предприятии, планах руководства, перспективах развития).

Для оценивания удовлетворенности сотрудников каждому респоденту предлагается заполнить следующую таблицу:

Трудовые мотивы

Насколько это для Вас важно

(от 0 до 10)

Оценка удовлетворенности

Совершенно
не
удовлетворен

Не удовлет-
ворен

Скорее не
удовлетворен,
чем удовлетворен

Удовлет
ворен

Совершенно удовлетворен

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Инструкция по заполнению:

  • Прочитайте внимательно список трудовых мотивов (характеристик работы).
  • Уточните содержание непонятных характеристик (если необходимо).
  • Оцените (в баллах от 0 до 10), насколько для Вас важна каждая характеристика работы, т.е. в какой мере она вообще влияет на Вашу удовлетворенность (от 0 – «совсем не важно» до 10 – «критически важно»).
  • Далее оцените по 10-балльной шкале свою удовлетворенность по каждой характеристике работы, поставив любой знак в соответствующей клетке таблицы.

Обработка результатов оценивания происходит по следующему алгоритму:

  1. Суммируем оценки важности всех мотивов (2 столбик таблицы).
  2. Оценка важности каждого мотива делим на полученную сумму и получаем веса характеристик (их сумма должна быть равна 1).
  3. Веса мотивов умножаем на оценку удовлетворенности по каждому мотиву и складываем.
  4. Полученная оценка – индекс удовлетворенности (от 0 до 10) — показывает уровень удовлетворенности сотрудника.
  5. Далее определяем общие индексы (средние оценки) удовлетворенности по категориям персонала, подразделениям и организации в целом.
  6. Определяем локальные индексы удовлетворенности сотрудников по отдельным факторам (по категориям персонала, подразделениям и организации в целом).
  7. Оформляем результаты оценивания (в виде таблиц или диаграмм).

Данная методика позволяет оценить удовлетворенность сотрудников с учетом более широкого перечня факторов и структуры трудовой мотивации сотрудников, поскольку каждый фактор в итоговой оценке учитывается с некоторым относительным весом, отражающим важность данного фактора для данного человека. Это дает более точные результаты по сравнению с известными методиками. Можете использовать этот вопросник в своей практической деятельности! Если будут вопросы, пишите.



About the Author:

admin

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.