Инновации между поведением или ценностями — или о чем рассказывает «скрытая культура»?

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

15 декабря в рамках «Недели инноваций МГУ» прошел круглый стол Центра современных технологий развития человеческого капитала «Управление по ценностям как база развития и инноваций».

Тезисы выступления Шавкатжона Каххарова, Atg-Cnt Consult Технологии в управлении компетенциями, по теме «Инновации между поведением или ценностями — или о чем рассказывает «скрытая культура»?». Центр современных технологий развития человеческого капитала в МГУ — Экономический Факультет.


Вначале определились с понятиями:

  • Инновации — это новое решение, которое приносит пользу и смогло утвердится на рынке.
  • Культура — это тень утвердившихся в организации образов поведения и ценностей. Связь между поведением и ценностями не линейная. Они могут существовать одновременно и даже противоречить друг другу.
  • Ценности — это чувства, возникающие на основе положительного и негативного опыта и создающие энергетическое поле для поведения.
  • Поведение — наблюдаемое проявление культуры; его можно получить при помощи воли. Руководители могут получить желаемое поведение от своих сотрудников при помощи трех рычагов влияния: аргумент, власть, мотивация.
  • Ценности влиянию воли и власти не поддаются.
  • Человек может строить свое поведение вразрез со своими ценностями. Но это напрягает его и связано с потерями, включая угрызения совести и негативное влияние на психосоматику.
  • Ценности помогают в коммуникации, если они сходятся, или мешают, если расходятся.

СЕО традиционных крупных компаний, как правило, ориентируются на ценности коммерческого плана: рост, профит и удовлетворение ожиданий акционеров. Ценности этически настроенного человека иные: умные решения, неприятие расточительства, удовлетворение ожиданий всех заинтересованных сторон. Как результат — обе стороны в общении не понимают друг друга. (Метафора моста)

Мы различаем два вида культуры:

  • «Культура поведения«, где понимания на уровне ценностей особо не требуется, потому что рынок стабилен и инертный, а запросы клиентов и работников низки. В этом случае достаточно выстроить процессы и иметь власть, чтобы обеспечить дисциплину и нужное поведение. Инновации в такой культуре не возникают и приживаются только в «защищенных оазисах».
  • «Культура ценностей«, где необходимо искать понимание на основе ценностей, потому что высокая динамика рынка усиливает неопределенность и конкуренцию. А это вынуждает быть креативным, быстрым и привлекательным для клиентов, работников и акционеров. Поэтому наряду с отлаженными процессами необходимо культивировать среду, где работа с людьми выстраивается мастерски. Инновации возникают именно в такой культуре, потому что получают необходимые рамки, условия и качество отношений.

«Скрытая культура» организации — это та тень утвердившихся в организации образов поведения и ценностей, которые не видны, но в полной мере определяют поведение людей, когда на них никто не смотрит. Суть этой культуры описывает следующий эксперимент:
В клетке с обезьянами на верху вешают банан. Пара обезьян взбирается за бананом, и тут всех обливают холодной водой. Далее заменяют одну обезьяну и опят вешают банан. Новая обезьяна начинает взбираться на верх за бананом и тут все другие тянут ее вниз, чтобы избежать холодного душа. Так постепенно заменяют всех обезьян, и в клетке остаются только те, кого холодным душем не поливали. Но привычка останавливать у друг друга порывы влезать за бананом остается. Это и есть тень «скрытой культуры».

Тень — это событие, которое было в прошлом и оставило глубокий след в виде опыта. О событии со временем забывают, но опыт в подсознании остается в виде тени. А консультанты приходят в компанию и разводят руки при виде безответственности, подсиживания или некомпетентности.

Наши технологии позволяют сделать видимой «скрытую культуру» и определить те ценности, которые позволяют выстроить более эффективное поведение при высокой динамике рынка. С целью создания необходимых условий для инноваций, что обеспечивает более высокие экономические результаты и стабильный рост. А что это выгодно, показывает пример двух немецкие сетей дрогери:

1. Сеть DM, с «культурой ценностей», с фокусом на клиента, поддержку продавцов и директоров филиалов на местах. Она процветает и растет.
2. И сеть Schlecker, с «культурой поведения», с фокусом на оптимизацию расходов и эксплуатацию женского контингента, которая обанкротилась.

Пример из России по трансформации от «культуры поведения» к «культуре ценностей»

Этот процесс можно сравнить с преодолением Сахары, как сложный путь, требующий выдержку и настойчивость, с обеспечением «защищенной среды и условий» для инновационного проекта.

Менеджмент успешной крупной розничной компании четыре года назад, в пик своего роста, понимал, что нынешние благоприятные условия (пустой рынок и слабость основного конкурента) закончатся и необходимо готовится к высокой динамике и конкуренции. Что требует совсем других компетенций, нежели те, которые обеспечивают ей успех в то время. Сама выработала свод ценностей и привлекла нас для внедрения систем управления компетенциями для трасформации от «культуры поведения» к «культуре ценностей». В рамках этого процесса на третий год сотрудничества по запросу бизнеса с полей было создано уникальное решение в виде инструмента руководителя для этой трансформации. Инструмент обеспечивал необходимую интервенцию: активную рефлексию основных ценностей и компетенций между руководителями и их сотрудниками в каждодневной работе. И как раз на этом ключевом переходном этапе меняется топ-менеджмент, причем новая команда топов из соображений «культуры поведения» останавливает весь этот ценный и уникальный процесс, который начал «пускать корни». Как результат инвестиции обоих компаний «вылетают в трубу», розничной компании наносится серьезный вред, так как адекватной замены нет, и она откатывается в «каменный век» в управлении компетенциями. А проект остановлен, когда большая часть Сахары уже пройдена!


«Скрытая культура» помогает увидеть рычаги для формирования «культуры ценностей», что предполагает «преодоление Сахары». И это выгодное для компании состояние, так как создает условия для новаций. А с инновациями обеспечивается еще больший рост, профит и удовлетворенность акционеров.

Но важно не только выявить и осознать скрытую причину и тени, которые направляют поведение людей. Важно начать ее изменять! Из нашей практики мы получили ответы. Было бы важно получить и Ваше видение, почему Сахару преодолевает меньше компаний, чем это могло бы быть?…

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz