Как развить цифровую экономику в вашей организации уже сегодня

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Бреслав, Е.П. Как развить цифровую экономику в вашей организации уже сегодня [Текст] / Е.П. Бреслав // Качество. Инновации. Образование. – 2017. – № 4 (143). – С. 44-54.

Статья на основе законов развития систем (ТРИЗ) обосновывает подход к цифровой экономике не как к набору отдельных направлений и сфер с активным применением ИТ, а как к закономерному этапу развития экономики, на котором массовое применение цифровых технологий (ЦТ) становится естественным. Ключевым фактором успешного перехода к этому этапу является обучение на всех уровнях – от школы до университетов, с переходом к непрерывному обучению взрослых. Первым этапом должно явиться обучение преподавателей, что предлагается делать по так называемой зонтичной модели – от формирования активного инициативного методологического ядра до распространения за счет взаимного обучения людьми друг друга. Программной основой освоения ЦТ должна являться среда дистанционного обучения (СДО). В статье в качестве примера рассматриваются возможности СДО Moodle, но целесообразна российская аналогичная разработка более продвинутого функционала. Обратная связь от массового пользователя даст разработчикам ЦТ стимулы и информацию для их улучшения. Ожидаемые сроки появления позитивных эффектов – 5 лет, а у лидеров – через 2-3 года.


Цифровая экономика не как самоцель, а как естественное состояние

Рис. 1. Объем цифровой экономики РФ и ее доля в ВВП Источники данных: Цифровая экономика в России: текущий статус развития [2], Программа цифровой экономики РФ предварительно будет включать девять направлений [3].

Подтолкнули к написанию этой статьи отчеты о сессии Российского инвестиционного форума — 2017 в Сочи «Вызовы цифровой экономики: роль социокультурной среды и инфраструктуры для развития бизнеса» [1]. То есть разговоры о цифровой экономике идут давно – первые публикации появились еще в 2009 году, в 2011 появились первые статистические данные, а в 2016 констатировали [2], что с 2014 г. доля цифровой экономики сокращается, потому что «в ней велика импортная составляющая» (рис. 1). Однако печальная констатация оказалась преждевременной, потому что по данным исследования Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), вклад мобильной экономики в ВВП России в 2016 г. составил уже 3,7%. Согласно прогнозам, к 2021 г. вклад мобильной экономики в экономический рост составит 7,5%, в то время как ее вклад в ВВП достигнет 4,7% [3].

Таким образом, налицо быстрый рост, видимо, успешный.

Однако данная публикация задумана как возражение (полемика) пропагандируемому подходу к цифровой экономике. Почему? Потому что наше – Центра дистанционного обучения (ДО) Академии Пастухова и, конкретно, автора этой статьи – понимание цифровой экономики (ЦЭ) по некоторым аспектам радикально отличается от того, которое тиражируется в СМИ. Дело не в факте отличий, а в том, что наш подход представляется более конструктивным. Смеем думать, он быстрее приведет к цели, если целью ставить рост благосостояния общества и повышение качества жизни. Почему, и в чем отличия?

Цифровая экономика обычно понимается как некий набор «высот» и отдельных направлений или сфер, которые нужно развить в отрыве от всей остальной жизни и остальной экономики, реализуя изолированные или полуизолированные проекты. Кроме того, очень часто адепты ЦЭ описывают ее таким сложным языком, что рядовой необученный, для которого ЦЭ на самом деле предназначена, вряд ли много понимает: «нейротехнологии, искусственный интеллект, квантовые технологии, различные новые производственные технологии — промышленный интернет, робототехника, сенсорика. Технологии передачи беспроводной связи, виртуальной реальности» [1]. Наш же подход как будто достаточно прост. Сравнение подходов приведено в таблице 1.

Таблица 1. Понимание ролей и функции человека в цифровой среде

Подход рабочей группы «Кадры и образование» Агентства стратегических инициатив [4] Подход Академии Пастухова
Человек в условиях ЦЭ Биопсихосоциальная личность, адаптированная к возможностям и ограничениям Цифровой экономики, повседневно пользующаяся ее благами и испытывающая минимальный дискомфорт от Цифрового шока будущего, постоянно адаптирующаяся к новым условиям, учащаяся во всей жизни, ограниченные возможности здоровья которой компенсируются цифровыми технологиями Ну… обычный человек. Умеет пользоваться и умеет учиться пользоваться электронными средствами связи и обработки информации. Делает это с удовольствием, получая отчетливые выгоды
Работник Пользователь, обладающий необходимыми компетенциями для эффективной деятельности в условиях Цифровой экономики, обращающийся в своей деятельности к цифровой среде и цифровым инструментам как обучающийся и профессионал Аналогично: умеет пользоваться и умеет учиться пользоваться электронными средствами связи и обработки информации, средствами управления производством и предприятием. Делает это эффективно, с выгодой для себя, коллег и предприятия
Гражданин в условиях ЦЭ Гражданин, ответственно взаимодействующий с Цифровой демократией, Цифровым правительством (властью), Цифровыми медиа Тот же обычный человек, но который перестал ходить по присутствиям и сидеть в очередях, ругая бюрократию, а взаимодействует с нужными инстанциями дистанционно, успешно ориентируясь в государственных сервисах и эффективно пользуясь ими
Создатель Цифровой экономики Математик, программист, специалист в когнитивных исследованиях, педагог, организатор и управленец, предприниматель и инвестор Кто угодно, способный внятно сформулировать новые запросы к средствам связи и обработки информации, плюс специалисты, готовые эти запросы реализовывать

Главное отличие – в представлении о том, как формируется и развивается ЦЭ.

В упомянутых выше публикациях явно и неявно прослеживается мнение, что цифровую экономику надо создавать, поддерживать и растить какими-то особыми средствами и особыми кадрами. Мы же убеждены, что ЦЭ вырастет сама, потому что гораздо эффективнее обычной экономики – при условии, что ее продукты и сервисы будет использовать как можно большее число людей, в идеале и перспективе – 100% населения. Именно массовое вовлечение населения России в применение (здесь именно применение является ведущим!) продуктов и сервисов ЦЭ в обыденной жизни создаст доверие и уважение к ней, повысит компьютерные компетенции населения всех возрастов, образует основу для непрерывного обучения в течение всей жизни, сформирует мотивацию к совершенствованию ЦЭ и рекрутирует молодых специалистов, которые разовьют ЦЭ дальше, с большой скоростью, эффективностью и пользой.

В нашем подходе ключевым фактором роста ЦЭ становится обучение компьютерным навыкам и технологиям. Основной задачей – обучение, в т.ч. и особенно, в рамках формального образования, т.е. в образовательных организациях всех уровней, от школы до университетов. И задача системы образования – не пестовать гениев, а обучать всех, и в первую очередь – преподавателей. Тогда, как на плодородной почве, таланты и гении ЦЭ появятся сами.

Что дает нам основания опираться не на сугубых профессионалов, а на «обычных людей»? Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно тот ее раздел, который позволяет прогнозировать развитие систем. Он называется ТРИЗ-кинематикой, но его название не так важно. Важно, что основной закон развития системы – это закон повышения ее идеальности: система становится легче, меньше, дешевле и т.д., хотя функции выполняет в полном объеме. Отличный пример, который у всех перед глазами – мобильные телефоны: первые было трудно поднять и стоили они целое состояние; сейчас они помещаются в карманах детской одежды и распространены повсеместно.

Если переносить этот закон на экономику в целом, то она должна становиться дешевле, требовать меньше живого труда и ресурсов, но все так же обеспечивать человечество продукций и услугами (благами).

Углубляться в ТРИЗ в этой публикации не хочется, но к нашей теме – цифровой экономике (ЦЭ) – имеют также отношение все другие законы, вытекающие из закона повышения идеальности системы (рис. 2).

Рис. 2. Законы ТРИЗ (часть), связанные или вытекающие из закона повышения идеальности системы [5]

Заинтересовавшиеся могут найти нужную информацию сами, в ней недостатка нет. Мы же хотим обратить внимание читателя на то, что все показанные законы развития систем как раз и описывают постепенное превращение традиционной экономики в цифровую. Почему?

Для понимания достаточно вспомнить утверждение Н. Винера, что «Великие империи существовали благодаря улучшенным средствам связи».

Рис. 3. Изменение внешних условий, делающее цифровую экономику необходимой и реальной. Автор не возражает против пополнения и доработки этой схемы.

Что дают современные средства связи и средства обработки информации, к коим мы причисляем Интернет, поисковики, гаджеты для их использования, скайп, мессенджеры и другие средства связи, инструменты визуализации информации и т.д.?

Использование этих технологий (назовем их для удобства ЦТ – цифровые технологии, рис. 3) дает государствам в целом, компаниям и физическим лицам колоссальные преимущества: экономию времени на получение информации, обмен информацией, включая официальные документы, избавление от очередей, ускорение принятие решений и повышение обоснованности решений, доступность образования и т.д.

Цифровую экономику имеет смысл в этом контексте рассматривать как экономику, в целесообразной мере использующую на всех уровнях и во всех сферах цифровые технологии. Это не нечто особенное, а закономерный этап развития производительных сил и общества в целом.

Соответственно, если мы хотим развивать ЦЭ, то все наши действия по стимулированию ее развития должны предполагать создание условий, при которых бы многие процессы шли сами, поскольку распространение ЦЭ соответствует законам развития, и распространяться на все уровни экономики и общества.

Целевой образ ЦЭ (рис. 4) получается простым, понятным и легко ощущаемым.

Рис. 4. Целевой образ ЦЭ.

Акцент на легкости ощущения/восприятия развития ЦЭ мы делаем потому, что таково одно из основных требований к хорошо сформулированной цели [6] – проверка на сенсорном опыте. Иными словами, цель и ее достижение должны быть видимыми, слышимыми или как-то по-иному ощутимыми. Жизнь должна становиться легче, проще, дешевле, удобнее!

Мы отразили это на примерной схеме (рис. 5), которую готовы дополнять и менять по вашим откликам.

Рис. 5. Критерии оценки развития ЦЭ.

Создание условий для развития ЦЭ и применения ЦТ

Что же нужно для развития ЦЭ и применения ЦТ в соответствии с нашим подходом? Создание условий для применения ЦТ – а ЦЭ, как утверждают законы ТРИЗ, разовьется сама.

  • Аналогия из сельского хозяйства: нужно посадить и полить, потом прополоть – а вырастет всё само.

Первое и главное условие при таком подходе – обучение, как уже указано выше.

Ключевыми становятся вопросы: как организовать обучение, чему учить, какие инструменты использовать.

  • Примечательно, что эти аспекты обучения не очень-то связаны между собой и потому допускают колоссальное число комбинаций. Впрочем, в этом есть великая свобода.

Как организовать обучение цифровым технологиям

В имеющихся документах (например, [7]) акцент сделан на обучение определенного количества людей, пусть даже очень значительного. Этого недостаточно – обучать надо всех, а это значит, что нужно первым делом обучать ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ и УЧИТЕЛЕЙ.

  • ИТ-технологии должны войти в ДПО, вузы, СПО и школы. Причем желательно одновременно, хотя это будет трудно.

Организационно, похоже, что оптимальной для тотального обучения является зонтичная модель с итоговым покрытием всей территории РФ за счет последовательно-ступенчатого обучения (рис. 6). То есть:

  1. На первом этапе формируется методологическое ядро, а именно, группа специалистов и преподавателей, которые увлечены (это важно!) и успешно пользуются ЦТ, и способны передавать другим цепочки своих компетенций (о цепочках см. ниже).

Рис. 6. Модель обучения цифровым технологиям (ЦТ) и эффективным цепочкам компетенций.

2. Методологическое ядро формирует и обучает региональные и, возможно, отраслевые методологические ядра, состоящие из аналогичных увлеченных и грамотных специалистов и преподавателей, но к ним обязательно должны примкнуть руководители предприятий и образовательных организаций, потому что успех распространения ЦТ зависит именно от руководителей.

3. На третьем этапе участники методологических ядер обучают преподавателей школ, сузов, вузов, ДПО, которые на следующем шаге начинают массово использовать ЦТ в обучении учеников и студентов, которые, в свою очередь, обучают «широкую публику» — родных, соседей, близких и т.д.

Конечно, модель не будет функционировать равномерно, от закона неравномерности развития частей системы уйти не удастся, как бы ни хотелось. Где-то кто-то вырвется вперед, кто-то отстанет. Тем не менее, можно прогнозировать следующие сроки развёртывания модели обучения цифровым технологиям:

Этапы развёртывания Лидеры и передовики Основная масса участников
Формирование «верхнего» методологического ядра В течение года, требуется помощь централизованных органов ×
Формирование и обучение региональных и отраслевых методологических ядер В течение того же года, требуется помощь местных органов или отраслевых ассоциаций, крупнейших корпораций В течение 2 лет
Обучение преподавателей школ, сузов, вузов, ДПО На второй год проекта, лидеры – еще раньше В течение 2 лет
Массовое использование ЦТ в обучении Третий год проекта Начиная с 5-го года проекта

Схематически этот график выглядит следующим образом (рис. 7):

Рис. 7. Укрупненный график проекта массового обучения цифровым технологиям.

Обратите внимание, что первые явные и внятные результаты ожидаются уже в конце второго года реализации зонтичного обучения!

Чему нужно учить на самом деле

Следующий фактор успешного развития ЦЭ – это то, чему учить. Сейчас почти все программы заточены под обучение в узком смысле слова, понимаемое как передача информации и некоторых навыков. Слегка стесняясь, говорят о компетенциях как неких «способностях».

На самом же деле формировать нужно даже не навыки, а новые, технологично-цифровые, привычки и убеждения. Назовем их для простоты цепочками компетенций: они состоят из надпрофессиональных компетенций (убеждений, привычек, образа жизни, общекультурных компетенций), профессиональных компетенций (ИТ) и базовых компетенций. Пример цепочки приведен на рис. 8.

Рис. 8. Пример эффективной цепочки компетенций, которая помогает регулярно и эффективно обновлять онлайн инструменты исследователя.

Модель цепочки, она же типовая структура цепочки компетенций, нуждается в уточнении, но смысл такой – чтобы обучающийся не просто узнал о ней, не только умел [в принципе] ею пользоваться, а реально делал её частью своей повседневной жизни.

Кстати, именно владением такими цепочками молодежь, «сидящая в Интернете», раздражает необученное старшее поколение.

По мере и за время обучения преподавателей и руководителей – именно это обучение с большой вероятностью образует критический путь – должны создаваться программы обучения с учетом ЦТ, процедуры признания и многое другое, что сопутствует этому процессу.

О поощрении надо очень думать, потому что в части базовых ИТ-компетенций нужно не столько поощрять освоение, сколько выявлять недостаточность компетенций и наверстывать. Категорическую неспособность освоить ЦТ на базовом уровне в ряде случаев придется рассматривать как профнепригодность.

Какие инструменты эффективны для обучения цифровым технологиям

Врачу, излечися сам!

Евангелие от Луки

Цифровым технологиям однозначно необходимо обучать с помощью цифровых же технологий. И, что интересно, подходящие цифровые технологии уже есть – это среды дистанционного обучения (СДО).

В этой публикации СДО мы рассматриваем на примере СДО Moodle, хотя имеет смысл думать об разработке российской СДО с аналогичным, но расширенным функционалом, как раз с учетом обсуждаемых задач. А может, и Moodle подойдет – это программное обеспечение с открытым кодом устанавливается на сервере образовательной или иной организации и полностью ей подконтрольно, в отличие от Windows

Итак, какие результаты могут быть достигнуты с помощью ДОТ уже сейчас?

По направлению Трудовые отношения:

Создать систему описания (моделей) компетенций для цифровой экономики по различным отраслям СДО Moodle версии 3 предлагает сформировать дерево компетенций и потом его заполнять:
Обеспечить нормативную интеграцию системы описания (моделей) компетенций с национальной системой квалификаций, в том числе с профессиональными стандартами и описаниями квалификаций Формирование дерева может происходить на основе НСК, ПС и других необходимых документов.

Пример — верхняя часть дерева компетенций региональных тьюторов по переходу на ФГОС по ТОП-50 (госконтракт МОН (Минобрнауки РФ?) и Академии Пастухова):

Разработать сервис для создания и ведения резюме (CV), обладающий возможностью заполнить его с использованием типовых квалификаций и компетенций Личный кабинет обучающегося с накопленными компетенциями, оценками и значками способен отлично выполнить эти функции:

Значок – это дополнительная оценка, выходящая за рамки программы. Может даваться за что угодно – как за работу (например, ведение групповой дискуссии), так и за софт скилз. Академия Пастухова при обучении ДОТ присваивает значки за «учение с увлечением», «юмор в обучении», «прорыв в обучении» и т.д. Являются очень подходящими инструментами для геймификации обучения.

Сформировать необходимые компетенции преподавателей с учетом потребностей цифровой экономики Личный кабинет преподавателя с накопленными компетенциями, оценками и значками способен отлично выполнить эти функции.

Скриншот фрагмента личного кабинета одного из преподавателей СПбГАСУ после завершения курса обучения эффективному использования СДО Moodle. А ведь могут и должны быть все компетенции!

Разработать информационный сервис для выявления, стандартизации, популяризации, оценивания софт-скилз в формате рейтинга в профсообществах и социальных сетях Собственно, вот он и есть

Не утяжеляя публикацию, можем утверждать, что решаются задачи по направлениям:

  • Профессиональное образование (Обеспечение качества обучения, сквозная подготовка школа – вуз – практика, привлечение работодателей, использование современных ИКТ-средств и платформ для решения актуальных задач обучения).
  • Кадры и образование и другим. ?

Читатель может резонно спросить: если СДО уже есть и доступны, то почему не происходит обучения с их помощью?

На это есть несколько ответов:

  • Во-первых, происходит: часть ОО уже их применяют, хотя в очень небольшом объеме, находясь на 1-2 стадии развития дистанционного обучения (ДО). Всего нами (центром ДО Академии Пастухова) выделено 4 стадии развития ДО: начальная – массовое применение дистанционных курсов – управление дистанционным обучением с помощью СДО – включение процессов ДО в СМК образовательной организации. Подробнее об этом в следующей публикации;
  • Во-вторых, причиной является колоссальный дефицит тех самых цепочек компетенций, а часто и просто базовых ИТ-навыков, о которых мы писали в предыдущих разделах;
  • В-третьих – а возможно, это главное – большинство руководителей образовательных организаций незнакомы с ДО как следует и считают, что ДО – это послать материалы студенту и получить ответ.

Дело доходит до анекдота: мы обучаем по крупному госконтракту большое число специалистов СПО дистанционно, с применением СДО Moodle, задействуя почти все ее возможности, в т.ч. общение, проверку работ коллег и многое другое. А они тут же, общаясь между собой, продолжают утверждать, что дистант – это примитивная пересылка материалов студенту и получение ответов от него по электронной почте.

Как обучить эффективному применению СДО? Все с помощью той же зонтичной модели.

Чтобы дистанционные образовательные технологии (ДОТ) заработали, руководители ОО и предприятий (там ДОТ тоже применимы) должны знать их возможности, а поэтому должны обучаться первыми.

По мере их обучения неким обучающим центром (мы предлагаем Академию Пастухова ввиду наличия методик и отличных результатов обучения), к ним присоединяются преподаватели ОО, а этот обучающий центр становится методологическим центром с задачей постоянного изучения и совершенствования ДОТ.

Из наиболее продвинутых выпускников формируются региональные методологические центры ДОТ, которые обучают персонал на местах. Персонал, в свою очередь, обучает широкие массы – от студентов до членов семей и соседей.

А потом схема повторяется для более сложных навыков и ЦТ.

Подводим итоги

Обучение цифровым технологиям с помощью ДОТ (СДО Moodle, например), легко и естественно выработает у обучающихся привычку к применению ЦТ. От привычки недалеко до развития нужных навыков, потому что именно «навык рождает мастера». Навыки позволят разбираться в разных программных продуктах и применять их, а привычка сделает применение легким. Обратная связь от массового пользователя даст разработчикам стимулы и информацию для их улучшения.

И это всего лишь через 5 лет – а у лидеров уже через 2-3 года!

Ну как – начинаем развитие цифровой экономики в вашей организации?

Литература:

  1. Вызовы цифровой экономики. Новости российского инвестиционного форума.
  2. Банке Б., Бутенко В., Котов И., Рубин Г., Тушен Ш., Сычева Е. Цифровая экономика в России: текущий статус развития. – Электронный ресурс Россия онлайн.
  3. Программа цифровой экономики РФ предварительно будет включать девять направлений. – Электронный ресурс ТАСС, Экономика и бизнес.
  4. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № С. 1-4.
  5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: «Советское радио», 1979. С. 122 – 127.
  6. Пелехатый М. Хорошо разрушенный результат. – Электронный ресурс Институт современного НЛП.
  7. Экспертный совет представил своё видение концепции программы «Цифровая экономика» – Электронный ресурс Открытое правительство.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz